Оглавление

Броневые плиты поясной защиты и траверзов, изготовленные по крупповскому методу цементации из закаленной никелевой стали, навешивались поверх 50 мм тиковой подкладки. Обшивка под броней имела толщину 10 мм. Плиты главного пояса на уровне ватерлинии имели толщину 300 мм, но в нижней части постепенно утончались до 170 мм. Плиты верхнего пояса имели толщину 170 мм, но в районе барбетов боковых башен (шпангоуты 45-50 и 75-80) защита на уровне верхнего пояса была увеличена до 250 мм. Толщина плит броневых траверзов на уровне главного пояса равнялась 210 мм, выше  -170 мм.

Борт в оконечностях, вне цитадели, защищался более тонкой броней, изготовленной тем же способом, что и главная броня. Плиты навешивались также поверх подкладки из тикового бруса примерно одинаковой толщины 50 мм.

В корме бортовая броня начиналась от -2 шпангоута и продолжалась до кормового бронетраверза. Участок от ахтерштевня до шпангоута -2 защищен не был. Как и на "Nassau" выше ватерлинии плиты поднимались на 2,1 метра и не доходили до батарейной палубы почти на метр, что позволяло устроить в размещенных там жилых помещениях иллюминаторы. Ниже ватерлинии кромка брони у бронетраверза находилась на глубине 1,6 метра и далее к корме поднималась до 1,15 метра (у -1 шпангоута - до 0,65 метра). Толщина брони в корме, между шпангоутами -2 и 23, равнялась 120 мм на уровне ватерлинии и 100 мм по нижней кромке. Выше броневой палубы толщина кормовой брони уменьшалась до 90 мм. В корме имелась специальная броневая поперечная переборки, защищавшая помещения рулевых машин. Она размещалась по шпангоуту -2 и имела толщину плит одинаковую с бортовой броней кормы - то есть сверху вниз 90, 120 и 100 мм.

В носовой части легкое бронирование начиналось сразу за носовым бронетраверзом и продолжалось от 100-го шпангоута вплоть до форштевня. Верхней кромкой броня опиралась на батарейную палубу, а ниже ватерлинии опускалась на глубину 1,6 метра. Толщина плит на уровне ватерлинии равнялась 120 мм, а выше броневой палубы (до батарейной) - 100 мм. Начиная от 119 шпангоута и до форштевня ниже этой поясной брони имелся короткий нижний пояс толщиной 60 и 80 мм. Он опускался от нижней кромки 120-мм, плит до глубины 2,9 метра.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ БРОНИРОВАНИЕ

Горизонтальное бронирование, как и на "Nassau", включало две основных броневых палубы - главную и верхнюю. Батарейная палуба имела только легкое бронирование. В качестве броневого материала для горизонтальной защиты применялась мягкая судостроительная столь и броневая сталь с небольшим процентным содержанием никеля.1

Верхняя палуба бронировалась только в районе казематов средней артиллерии (между 41 и 91 шпангоутами). Она включала два слоя - нижний из судостроительной стали толщиной 25 мм, и верхний из никелевой стали в 20 мм.

Батарейная палуба была тонкой и настилалась 8-мм листами судостроительной стали. Над цитаделью, вне казематов, она усиливалась 16-мм листами из такой же стали. В оконечностях корабля, на уступах батареи палуба прикрывалась броней из никелевой стали толщиной 25-35 мм.

Главная броневая палуба являлась основной горизонтальной защитой. Она также была двухслойной и имела скосы под углом 30 градусов к нижней кромке броневого пояса. В пределах цитадели палуба размещалась лишь немного выше уровня ватерлинии (на 0,86 метра), что, по мнению немецких инженеров, должно было ограничить по высоте затопляемый объем отсека при подводной пробоине. Однако нелишне отметить, что низкое положение палубы могло привести к затоплению вышерасположенных помещений и распространению воды дальше при наличии пробоин в бортах и при крене корабля. Нижний слой главной палубы внутри цитадели (между 23 и 100 шпангоутами) настилался 20-мм листами из судостроительной стали. Верхний слой из никелевой стали в горизонтальной части имел толщину 35 мм, а на скосах до 60 мм.

В оконечностях, вне цитадели, уровень броневой палубы продолжался до шпангоута -2 в корму и до форштевня в нос. Но броневые плиты в оконечностях укладывались на других уровнях. Вне цитадели горизонтальная защита опускалась ниже ватерлинии - в корме на 0,25 метра и в носу на 1,62 метра. В немецком флоте эти уровни назывались промежуточной палубой и также имели скосы под тем же углом к поясной броне. Поверх 20-мм слоя из судостроительной стали промежуточная палуба усиливалась плитами из никелевой брони различной толщины - в зависимости от значимости участка. От ахтерштевня до броневой переборки рулевых машин (-2 шпангоут) никелевая броня имела толщину 35 мм, затем до 15-го шпангоута (ширина горизонтальной части над рулевыми машинами равнялась 8 метрам) - 60 мм со скосами такой же толщины, и далее да главного бронетраверза (23 шпангоут) - 35 мм по всей ширине корабля со скосами. В носовой части (от 100-го шпангоута) толщина слоя никелевой брони была одинакова и равнялась 35 мм.

Некоторые участки платформ под броневой палубой также получили усиленную защиту из листов судостроительной стали. В частности верхняя платформа в нос от котельных отсеков (между 75 и 90 шпангоутами) вне продольных переборок имела толщину 20 мм, а внутрь от них между 86 и 100 шпангоутами - 15 мм.

Большое внимание было уделено прикрытию больших по площади вырезов и проемов в броневых палубах. В дымовых шахтах на уровне горизонтальной брони были установлены специальные броневые решетки из судостроительной стали. Аналогичную защиту получили также вырезы световых и вентиляционных люков большого диаметра (между шпангоутами 16-17 и 106-107). Основания дымоходов также прикрыты легкой броней.

БРОНЕВАЯ ЗАЩИТА АРТИЛЛЕРИИ

Защита артиллерии включала разнообразное по толщине бронирование, включая вращающуюся башенную броню главного калибра, вес которой по общепринятым положениям при распределении весовых нагрузок не включался в статью брони, а относился к артиллерии. Орудийные башни главного калибра защищались плитами из закаленной цементированной брони Круппа. Лобовые плиты имели толщину 300 мм, боковые 254 мм, задние плиты 290 мм, причем толщина последних определялась в большей степени необходимостью противовеса тяжелой лобовой броне. Крыши башен были прикрыты броней переменной толщины - горизонтальная часть 50-мм плитами из незакаленной мягкой стали Круппа, а наклонная 100-мм, закаленной никелевой броней. Палуба башен настилалась 50-мм листами из мягкой брони.

Барбеты башен, защищавшие системы подачи боезапаса и устройства заряжения орудий, также прикрывались толстой броней на всей их высоте от башен до главной броневой палубы. Для защиты барбетов носовой башни использованы плиты толщиной 300, 270, 200, 120, 100 и 80 мм, кормовой башни - 270, 250, 200, 100 и 80 мм, а всех боковых башен - 270, 220, 100 и 60 мм (последние из незакаленной крупповской брони). Артиллерийские погреба, расположенные под броневой палубой, защищались вертикальной броней поясов и траверзов, а также горизонтальной палубной броней.


1 - Здесь указываются толщины не только бронирования палуб, но и конструктивные толщины горизонтальных уровней.

Оглавление