Оглавление

КОНСТРУКЦИЯ И БОЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ

Корпус нового линейного корабля представлял собой несколько измененный и незначительно увеличенный в размерах корпус предыдущего типа линейных кораблей типа «König». Главной палубой, несущей конструктивную нагрузку, являлась батарейная палуба (Batteriedeck). Примерно на две трети длины корабля она сверху прикрывалась удлиненным полубаком (верхняя палуба - Oberdeck), но в корме оставалась открытой. Такая конструкция корпуса впервые на немецких линкорах появилась на «Kaiser'ax» и имела важные преимущества перед ранее использовавшейся гладкопалубной - она не только увеличивала высоту надводного борта, но также позволяла поднять на один уровень орудия противоминного калибра2.

Все расчеты и работы по конструированию корпуса производились исходя из требования размещения в оконечностях корабля линейно-возвышенно по две орудийные башни. Это же требование определяло и внешний вид, и силуэт корабля. В остальном считалось достаточным ориентироваться на проект предыдущего типа кораблей «König».

Так как на «Вауern» не было орудийной башни в средней части корпуса, это в некоторой степени позволило сократить длину цитадели. Но в то же время увеличение калибра потребовало большего объема на отсеки обеих групп орудийных башен, отчего их протяженность была увеличена на 5 метров в каждой оконечности - расстояние между конечными точками двух барбетов башен одной группы на «König» составляло 20 метров, на «Вауern» - 25 метров. В результате, величина корпуса осталась практически неизменной - нормальное водоизмещение увеличилось на 2750 тонн, длина по ватерлинии у «Вауern» оказалась больше всего на 4,7 метра, ширина - на 0,5 метра, а высота борта - на 0,532 метра. При этом отношение длины к ширине корпуса, составившее на «König» величину в 5,92, на «Вауern» практически не увеличилось и равнялось 5,98. Однако коэффициент полноты водоизмещения, и без того сравнительно большой на «König» (0,592), у «Вауern» был заметно больше (0,623). Это объяснялось необходимостью выполнить подводные обводы носовой части гораздо более полными - для размещения более крупных помещений боевых погребов носовой группы, а также для устройства отсека подводных торпедных аппаратов образца 1912 года для 600-мм торпед, на установке которых настаивало морское командование.

Характеристики линейного корабля «Baden» (по спецификации из документов верфи-строителя)

В скобках приведены сведения для линкора «Baden» (по результатам обмера корабля в сухом доке в Инвергордоне после его подъема в Скапа-Флоу) из «Доклада в институте корабельных инженеров в Лондоне на сессии 1921 года».

Водоизмещение при нормальной нагрузке 28.525 ts
Водоизмещение при полной нагрузке. 32.200 ts
Вместимость по проекту 15.929 BRT / 9550 NRT
Длина наибольшая 180,3 (179,7) м
Длина по ватерлинии 179,4 (179,3) м
Длина между перпендикулярами (170,8) м
Ширина наибольшая по внешней кромке брони 30,0 м
Осадка при нормальной нагрузке с учетом киля
носом 8,43 м
кормой 8,43 м
Осадка средняя при полной нагрузке 9,39 м
Высота борта до батарейной палубы 12,48 (12,8) м
Высота борта до верхней палубы 14,80 (12,8) м
Высота корпуса от верхней кромки киля до верхней кромки батарейной палубы 11,58 м
Высота надводного борта:
в носу до верхней палубы 7,20 м
по миделю до батарейной / верхней палубы 4,10/6,70 м
в корме до открытой (батарейной) палубы 4,60 м
Внутренний объем отсеков двойного дна 2800 куб. м
Площадь погруженной части мидель-шпангоута 248,74 кв. м
Площадь погруженной части диаметрали 3859,62 кв. м
Изменение водоизмещения на каждые 0,1 м осадки 391,75 (386) т
Момент, изменяющий дифферент на 0,1 м 3650 (3650) мт
(по Groner"y)
Нагрузка, углубляющая на 0,1 м 387 т
Момент, дифферентирующий на 0,1 м 3776 мт
Метацентрическая высота поперечная 2,53 м
Метацентрическая высота продольная 206,7 м
Восстанавливающий момент наибольший при крене 31 град.
Восстанавливающий момент нулевой при крене 63 град.
Germ_BB039.jpg Germ_BB040.jpg
 «Вауern» 1915 года на достройке. «Baden» на достройке.

2 В связи с этим изменились также названия уровней - палуба, образовавшаяся между батарейной и броневой, стала называться промежуточной палубой (zwischendeck), а прежняя промежуточная палуба - нижней промежуточной (untere zwischendeck).

Оглавление