Оконечности кораблей, вне цитадели прикрывались более тонкой бортовой броней. Бортовые и траверзные плиты изготавливались из закаленной цементованной крупповской брони. Плиты навешивались на корабль поверх деревянной тиковой подкладки толщиной 50 мм. Для горизонтального бронирования применялась твердая нецементованная броневая сталь с уменьшенным содержанием никеля.
В носовой части от шпангоута 117,5 до шпангоута 137 (это примерно в 14 метрах от форштевня) толщина брони составляла 200 мм выше ватерлинии и 150 мм ниже. Далее до форштевня толщина брони равнялась только 30 мм. По высоте бортовая броня в носовой части почти на метр не доходила до настила батарейной палубы, опираясь на кницы палубных бимсов. Это позволило устроить в бортах выше плит иллюминаторы для вентиляции расположенных на этой палубе жилых помещений. Ниже ватерлинии броня углублялась до уровня главного пояса в районе главного бронетраверза, но далее нижняя кромка брони постепенно поднималась к форштевню.
Переборка на шпангоуте 137 была сделана броневой для прикрытия расположенных за ней помещений носовых подводных торпедных аппаратов. Толщина брони переборки равнялась 140 мм. Переборка опускалась на один уровень ниже броневой палубы.
Броневая палуба в носовой части была плоской. Она начиналась от главного бронетраверза и продолжалась в нос до самого форштевня. Однако уровень ее был несколько ниже ватерлинии. Толщина брони палубы равнялась 30 мм.
В кормовой части, от ахтерштевня до шпангоута 5 (примерно 6 метров длины) брони не имелось вообще. Далее бортовая броня до шпангоута 18 имела толщину 170 мм (ниже броневой палубы 120 мм), а затем до кормового бронетраверза соответственно 200 (и 150) мм. По высоте броня немного не доходила до настила промежуточной палубы, опираясь на кницы палубных бимсов. Как и в носовой части, это позволяло устроить иллюминаторы для жилых помещений на броневой палубе в корме. Нижняя кромка брони углублялась до уровня главного пояса, но ближе к корме постепенно поднималась вверх в соответствии с обводами кормовой части.
Для прикрытия помещений механизмов рулевого управления переборка по шпангоуту 5 была защищена броней толщиной 170 мм над броневой палубой и 120 мм ниже. Плиты брони укладывались с некоторым наклоном от кормы в нос.
В отличие от носовой бронепалубы в кормовой части она не была плоской, а сохранила скосы к бортам, которые более лучшим образом прикрывали помещения механизмов рулевого управления. Палуба начиналась от главного кормового бронетраверза и продолжалась в корму до переборки на 5-ом шпангоуте. Причем броня настилалась на том же уровне, что и внутри цитадели (то есть на уровне ватерлинии), но в самой корме она несколько скатывалась вниз. Толщина брони палубы равнялась 50 мм между шпангоутами 23 и 30,5. Затем она утолщалась до 100 мм (до шпангоута 11) и до 120 мм (над самим помещением рулевых машин, между шпангоутами 5 и 11).
Помимо основной броневой палубы бронировались также еще две палубы. При этом следует отметить, что плиты палуб обычно укладывались поверх обычного настила из мягкой судостроительной стали толщиной от 8 до 30 мм. Для изготовления броневых плит палубы применялась твердая нецементованная броневая сталь с ограниченным процентным содержанием никеля.
Верхняя палуба бронировалась только над батареей противоминной артиллерии и имела толщину 30 мм непосредственно над орудийными казематами и 40 мм в середине корабля, в пределах продольных переборок казематов, а также между носовыми барбетами.
Бронировалась также батарейная палуба. В пределах казематов она имела толщину 20 мм, вне батареи, включая уступы орудийных портов и промежуток между вертикальной казематной и поясной броней - 30 мм.
Артиллерии главного калибра защищалась наиболее толстой броней. Толстые плиты вертикальной и наклонной брони башен и барбетов изготовлялись из закаленной цементованной брони Круппа, а для защиты крыш башен применялась мягкая нецементованная никелевая броня Круппа. Тонкая броня барбетов и палуб башен изготовлялась из броневой стали с ограниченным содержанием никеля.
Стыки броневых плит барбетов соединялись в шпунт и имели позади накладки толщиной около 50 мм. Вся барбетная броня не имела жесткого соединения с конструкциями набора корпуса корабля. Барбеты орудийных башен в наиболее важных местах, перед которыми не имелось никакой дополнительной броней (поясной, траверзной или иной), имели толщину 350 мм - это были участки барбетов со стороны оконечностей, боковые, а также части барбетов выше открытой палубы. Ниже броня барбетов постепенно утончалась - 200 мм до уровня промежуточной палубы, и 80-40 мм ниже. Участки барбетов, обращенные к середине корабля, прикрывались более тонкой броней - 250 мм в открытых местах и 170 мм и 80-40 мм соответственно ниже. Под главной броневой палубой никакой брони для защиты подбашенных помещений не имелось. Для сравнения можно указать, что наибольшая толщина брони барбетов на линкорах типа «König» равнялась 300 мм.
Орудийные башни новых линкоров также защищались более толстой броней, чем на их предшественниках, линкорах типа «König» (данные в скобках).
Фронтальная вертикальная броня |
350 (300) мм |
Боковая вертикальная броня |
250 (250) мм |
Задняя вертикальная броня |
290 (150) мм |
Горизонтальная часть крыши |
100 (80) мм |
Передняя скошенная часть крыши |
200 (200) мм |
Боковые скошенные части крыши |
120-130 (110) мм |
Днище башен вне барбетов |
70 (70) мм |
Для защиты и размещения противоминной артиллерии была устроена специальная батарея, протяженность которой ограничивалась центрами барбетами башен «А» и «С» (шпангоуты 46 и 114). На краях батареи, в оконечностях, вертикальная бортовая броня под углом сближалась с барбетами башен, увеличивая этим сектора стрельбы крайних орудий.
Со стороны бортов батарея прикрывалась 170-мм казематной броней из закаленной никелевой стали. Вертикальная броня батареи была установлена на расстоянии примерно 1,5 метра от борта. Амбразуры орудийных портов казематов прикрывались 80-мм цилиндрической броней, изготовленной из-за своей сложной конфигурации из твердой нецементованной никелевой брони Круппа. Внутри батарея разделялась на отдельные казематы продольными и поперечными противоосколочными броневыми переборками из обычной судостроительной стали толщиной 20 мм.
Палубы над и под казематами были также бронированы (см. раздел «Бронирование верхних палуб»).
Командная боевая рубка на новых линкорах конструктивно почти не отличалась от рубок всех немецких дредноутов. Так же как на них рубка по высоте разделялась бронированной 50-мм противоосколочной палубой на два уровня. Посты управления огнем и управления кораблем отделялись друг от друга вертикальной бронированной переборкой. Пост управления огнем, расположенный со стороны кормы, был как бы окружен кольцеобразным постом управления кораблем. Рубка была достаточно широка (почти 5 метров), чтобы из нее можно было смотреть прямо на корму мимо передней узкой дымовой трубы. При этом артиллерийский пост верхней частью несколько возвышался над постом управления кораблем. В этом возвышении, в броневых стенках были прорезаны смотровые щели для наблюдения за боевой обстановкой. Поверх крыши поста размещался управляемый изнутри главный дальномер.
Через специальную шахту боевая рубка соединялась с центральным командным и артиллерийским постами ниже броневой палубы. Попасть в рубку можно было только через открывающуюся наружу бронированную дверь или из нижних постов через шахту.
Стыки броневых плит боевых рубок, как и броня барбетов башен, соединялись в шпунт и имели подкладку толщиной около 50 мм. Толщина брони постов управления на наиболее важных участках - с носа и с боков - равнялась 350 мм, а на возвышении артиллерийского поста броня была утолщена до 400 мм. Со стороны корма плиты брони имели толщину 250 мм. Крыша артиллерийского поста защищалась плитами в 100 мм, а крыша поста управления кораблем - более толстой 180-мм броней. Такая разница в защите верха боевой рубки объяснялась тем, что снаряд противника, попавший в крышу артиллерийского поста, с большой долей вероятности, мог бы отразиться после рикошета. В то время как при поражении крыши поста управления кораблем, снаряд, даже после рикошета ударился бы в возвышающиеся стенки артиллерийского поста и взорвался бы.