Оглавление

Артиллерийское вооружение было слабым. Одна одноствольная артиллерийская установка с орудием типа "SKC/32" была установлена в корме и имела угол возвышения до 50 градусов. Сектор обстрела ее составлял 320 градусов (носовой "мертвый угол" равнялся 40 градусам). Система управления огнем установки включала только дальномеры - на верхнем мостике, за торпедным директором и на средней надстройке между торпедными аппаратами. Оба дальномера имели базу 1,5 метра. Помимо этого орудия, на кормовой надстройке с возвышением над 105-мм пушкой, был установлен 37-мм зенитный автомат. На крыльях мостика имелось также два одноствольных 20-мм автомата "С/30".

Другим, не менее важным оружием этих миноносцев были мины. 60 мин типа "ЕМС" можно было принять на борт, разместив их на установленных в корме палубных минных рельсах. Однако на использование минного оружия имелись ограничения. Миноносец мог принять на палубу 70 тонн дополнительного груза, включая съемные рельсы, при этом в цистернах должно было оставаться не менее 50% топлива, а использование корабля ограничивалось волнением моря не более 3 баллов, иначе создавалась угроза остойчивости корабля. К тому же, с грузом мин кормовое 105-мм орудие использовать было невозможно.

Всего по проекту "Т/35" было построено двенадцать миноносцев. Фирма "Schichau" в Эльбинге (Восточная Пруссия) построила "Т.1" - "Т.4", "Т.9" и "Т.10". Другие шесть кораблей "Т.5 - "Т.8", "Т.11" и "Т.12" были построены в Бремене концерном "Deschimag". Контракты на их строительство были заключены в 1935-1936 годах, последние три миноносца были заказаны 29 июня 1936 года. Строительство шло медленно. Без сомнения, на это влияла загруженность верфей. Первый корабль сошел на воду только в самом конце 1938 года. Ни один из них не успел войти в строй до начала войны. Укомплектованный первым "Т.8" поднял флаг 8 октября 1939 года (командир капитан-лейтенант Эрдманн).

МИНОНОСЦЫ ПРОЕКТА "Т/37"

Проект "Т/37" являлся модифицированным вариантом предыдущего проекта. Корпус у него был несколько короче и значительно шире. По внутреннему устройству отличие заключалось в отсутствии отделения вспомогательных механизмов и генераторов, так что носовое машинное отделение непосредственно соседствовало с кормовым котельным отделением. Дизель-генераторы располагались в корме, позади машинных отделений и палубой ниже, чем на прежних миноносцах. В отношении контроля повреждений это был шаг назад, так как в случае затопления кормовых отсеков и остановки турбин от сотрясения при ударе (взрыве) корабль мог остаться без электроэнергии. Запас топлива был несколько увеличен, что давало дальность плавания 1600 миль на крейсерской скорости. Вооружение было аналогично миноносцам типа "Т/35", но дальномеры имели базу 2 метра, хотя ко времени ввода этих кораблей в строй на носовом марсе установили радар.

Заказы на первые шесть кораблей ("Т.13" -"Т.18") были выданы 18 сентября 1937 года, а на три остальные ("Т.19" - "Т.21") 5 октября 1938 года. Все они строились фирмой "Schichau", которая затем строила все типы миноносцев, кроме проекта "FT/40". Как и прежде работы велись медленно, но в этот раз из-за нехватки квалифицированных рабочих и перебоев с поставками сырья. К тому же, "Т.18" - "Т.21" задержались с постройкой из-за внесения в конструкцию некоторых изменений, необходимость которых была установлена после проверки в море более ранних кораблей. Последний миноносец этой серии, "Т.21" был укомплектован в июле 1942 года (то есть, уже после головного корабля следующего проекта).

Со вводом в строй этих кораблей в строй формировались и новые флотилии: 1-я и 2-я в октябре 1939 года и 3-я в августе 1941 года, хотя в это же время была расформирована 1-я флотилия, а все ее корабли были включены во 2-ю. Однако, проблемы с котлами, заливание носовой части и модификация мостика не позволили этим кораблям включиться в активную службу до июня 1940 года. Последующие модификации касались в основном установки радара и усиления зенитного вооружения. Правда, как сейчас известно, "Т.1" и в 1945 году еще не имел радара, и, по-видимому, никогда не был им оснащен.

37-мм зенитный автомат перенесли с кормовой надстройки в нос, а на его месте, на миноносцах, по мере поступления стали устанавливать счетверенную 20-мм автоматическую зенитную установку. Некоторые корабли получили и вторую такую же установку, размещенную на средней надстройке, которая заменила установленный ранее одноствольный зенитный 20-мм автомат на платформе за дымовой трубой, над воздухозаборниками котельного отделения. Кроме этого некоторые миноносцы имели погонные 20-мм автоматы вместо 37-мм зениток. В целом же зенитная оборона не была заметно усилена до конца 1944 года.

Подготовленный для миноносцев "Т/35" план усиления зенитного вооружения включал установку спаренной 37-мм зенитки типа "М/42" или одноствольную "М/43.М" того же калибра в носу, два спаренных 20-мм автомата типа "LM/44" на крыльях мостика; два таких же автомата на штурманской рубке; две одноствольных 37-мм зенитки "М/43.М" на обеих надстройках (средней и кормовой). Миноносцы типа "Т/37" отличались заменой кормового торпедного аппарата еще на одну одноствольную 37-мм зенитку "М/43.М".

Эту программу полностью завершить не удалось. Наибольшее зенитное усиление получили, вероятно, только миноносцы "Т.11", "Т.14", "Т.19" и "Т.20". При этом "Т.19", в 1944-1945 годах использовавшийся в Скагерраке, лишился всех торпедных аппаратов и получил вместо носового аппарата один одноствольный 40-мм зенитный автомат "Flak.28" (так в немецком флоте назывался трофейный "Bofors"). В окончательном виде его зенитное вооружение состояло из одноствольных 40-мм и 37-мм зенитных пушек и одиннадцати 20-мм автоматов. "Т.20" закончил войну, имея две одноствольных 37-мм пушки в носу и средней части, одну счетверенную установку 20-мм автоматов в корме и четыре спаренных 20-мм автомата "LM/44" на крыльях мостика и за трубой. Помимо этого миноносец имел 21 установку для пуска 86-мм зенитных неуправляемых ракет типа "RAG". "T.14" получил аналогичное вооружение, хотя на нем оставался один торпедный аппарат. "Т.11" имел в носу 40-мм автомат "Bofors", две одноствольных 37-мм зенитки, одна из которых была установлена вместо кормового торпедного аппарата, а также двенадцать стволов 20-мм автоматов в одной счетверенной и четырех спаренных установках.

Боевое использование этих миноносцев было связано с рядом проблем, так как они подходили только для торпедных атак, возможностей для которых оказалось не так уж много. Их артиллерийское вооружение было слабым, и, хотя они использовались в Канале, все же не годились для скоротечных схваток у берега, для которых более старые миноносцы типов "Möwe" и "Wolf" подходили больше. Поэтому большую часть времени они провели на Балтике, да и то часто стояли в резерве разукомплектованными. Единственным их реальным успехом было потопление 4 января 1945 года советской подводной лодки "С.4" миноносцем "Т.3" (по другим данным ошибочно называется "Т.З3").

Оглавление