Оглавление

ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА

ДОЦЕНКО В.Д., МЕШКУНОВ B.C.

Сей ботик дал Петру в моря ступить охоту.
 Сей ботик есть отец всему Российскому флоту
Сумароков А. П.

Первым судном Петра Великого побудившим его интерес к плаванию, стало случайно найденное в начале июня 1688 года небольшое суденышко, явившееся предтечей регулярного военного флота России и вошедшее в историю как "дедушка русского флота". Как же складывалась уже более чем трехвековая история этой флотской реликвии? Все ли мы о ней знаем?

1682 год. Умирает царь Федор Алексеевич. На русском престоле появляются малолетние Иван и Петр. Фактической же правительницей становится их сестра Софья. Она пытается отстранить от государственной деятельности здорового и бойкого умом молодого Петра. Находясь большую часть времени в селе Преображенском, ставшим резиденцией двора опальной царицы - вдовы Натальи Кирилловны. Петр отдает все свое время разным "топорцам и сабелькам", "прапорцам и барабанцам", или, как тогда говорили, "воинской потехе".

Царица Софья не подозревала, что получится в будущем из этих "братовых потех". Она не возражала против посылки из Оружейной палаты различного военного снаряжения, включая и пушки. Ей казалось, что дальше полковника какого-нибудь полка "иноземного строя" устремления Петра не простирались. Петр же интересовался не только военным делом, он познакомился с ремеслом каменщика, печатным делом, столярными и кузнечными ремеслами, делая большие успехи во всех этих "уметательных науках".

По просьбе молодого царя князь Яков Долгоруков привез из Франции астролябию. Но кто мог обучить Петра работе с этим незнакомым в России, инструментом? Пришлось обратиться к "немцам", то есть к тем иностранцам, которые проживали в Москве, в так называемой немецкой слободе. Так Петр познакомился с голландцем Францем Тиммерманом. Он и дал царю первые уроки геометрии и фортификации, обучил работе с астролябией. К этому времени в Преображенском на берегу реки Яузы была построена "потешная" крепость Пресбург. Была здесь и "потешная" флотилия.

К 200-летию со дня рождения Петра I под руководством заведующего Московскими дворцовыми архивами Г.В. Есипова был выпущен Сборник выписок из архивных бумаг о Петре Великом в двух томах. В этом сборнике подтверждено существование "потешных судов". Так, еще в 1687 году царь Петр, посетив Оружейную палату, велел "взнесть к себе в хоромы" пищали, алебарды, знамена, карабины, а также "два корабля малых". Сегодня мы не знаем, что это были за корабли, вошли ли они в состав "потешной" флотилии и как сложилась их судьба. Но то, что в Преображенском строились струги и шняки, карбусы и лодки - неоспоримый факт. Для этих целей постоянно закупались доски железо, цепи, скобы и другой строительный материал, включая даже уголь, изготовленный из березовых дров.

В 1688 году произошло событие, которое вызвало исключительный интерес Петра к морскому делу. Гуляя вместе с Тиммерманом в селе Измайлово, имении своего отца, Петр обнаружил в амбаре на льняном дворе небольшое судно. О том, как это было Петр рассказал в записке к Морскому уставу: "...гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел и судно иностранное, спросили вышереченного Франца, что это за судно? Он сказал, что бот английский. Я спросил где его употребляют? Он сказал, что при кораблях для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет перед нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и яко бы неимоверно".

Петр впервые увидел бот, непохожий на все те, которые он раньше видел. Ясно, что он мог принадлежать крупному кораблю. Удивило его и то, что судно могло ходить под парусами, как по ветру, так и против него, между тем как известные ему суда под парусами могли идти только с попутным ветром. Естественно, такое иностранное, судно, названное Тиммерманом английским, привлекло внимание Петра и он спросил: "Есть ли такой человек, который бы его починил и сей ход мне показал. Он сказал, что есть. Я с великой радостию сие услыша, велел его сыскать. И вышереченный Франц сыскал голландца ж Карштен Бранта, который призван при отце моем в компании морских людей для делания морских судов на Каспийском море".

Действительно, еще при Алексее Михайловиче было принято решение о создании военной флотилии на Каспийском море для охраны судоходства, обеспечивающего торговые связи с Персией. Местом постройки этой флотилии выбрали село Дединово на Оке. В ноябре 1667 года был заложен двухпалубный корабль "Орел". Участвовал в строительстве корабля и "товарищ корабельного пушкаря" Карштен Брант. Через два года на "Орле" Брант оказался в Астрахани, откуда из-за восстания Степана Разина ему пришлось бежать. Пробираясь в Персию, он попал в плен к дагестанцам, был выкуплен,  и только при содействии персидского правительства ему удалось возвратиться в Москву, где он стал заниматься столярным делом. И вдруг нежданное счастье - его потребовали к самому царю.

Оглавление