Корпус крейсеров собирался из железа и был разделен на семь больших водонепроницаемых отсеков [5, стр.378]. (Справочник Конвея сообщает о двенадцати отсеках). Помимо этого, вокруг машин находилось большое число небольших водонепроницаемых отделений [5, стр.378]. Водоизмещение и размеры крейсеров значительно различались между собой, хотя общие очертания и силуэт были одинаковы. Водоизмещение крейсеров:
"Alfonso XII" | 3900 тонн |
"Reina Cristina" | 3520 тонн |
"Reina Mercedes" | 3090 тонн |
Увеличение водоизмещения "Alfonso ХII" объяснялось небольшими изменениями конструкции [1, стр.34]. Его основные размерения составляли:
Длина | 84,82 м |
Ширина | 13,22 м |
Высота борта | 9,50 м |
Осадка | 6,70 м |
В целом же, кормовой балкон, высоченные трубы, чуть ли не полный парусный рангоут и некоторые другие признаки придавали новым крейсерам сходство скорее со вспомогательными судами, нежели с боевыми кораблями [1, стр.33-34].
После переоборудования в Северо-Американских Соединенных Штатах (САСШ - так в то время назывались США) водоизмещение "Reina Mercedes" снизилось до 2835 тонн. При этом основные размеры составляли:
Длина | 89,06 м |
Ширина | 13,19 м |
Осадка наибольшая | 6,68 м |
На крейсере была установлена одна 3-цилиндровая паровая машина системы "Компаунд" с приводом на один вал. Машина развивала индикаторную мощность от 3970 до 4400 л.с. (по разным сведениям). Десять котлов располагались в двух кочегарках, разделенных между собой водонепроницаемой переборкой. Рабочее давление пара составляло около 4 ат. (60 фунтов на кв. дюйм). Запас угля колеблется по разным источникам от 500 до 720 тонн, что соответствовало дальности плавания от 3000 до 4000 миль на 10-узловой скорости.
Контрактная скорость кораблей должна была составлять 17 узлов, что к моменту ввода их в строй было явно не достаточно, так как уже появились крейсера с 20-узловым ходом. Но на самом деле обстановка была еще хуже так как корабли на испытаниях развивали только 14-15 узлов, даже при форсированной тяге. А крейсер "Alfonso XII" вообще на пробе достиг только 12,5 узлов [5, стр.377].
Артиллерия крейсеров состояла из шести 6,3-дюймовых орудий, расположенных в бортовых спонсонах по три с каждого борта. Радиус обстрела носовых и кормовых орудий составлял 130 градусов, у средних 160 градусов. Вспомогательная артиллерия состояла из трех 57-мм орудий Норденфельта, шести 37-мм револьверных пушек Гочкиса, двух 42-мм скорострелок Норденфельта. Дополняли вооружение две 70-мм десантных пушки и две митральезы.
Такое большое число разных калибров создавало известные трудности для тыловых служб с комплектованием боезапаса, и, конечно, особенно они давали себя знать в колониях.
Выбор в качестве артиллерии главного калибра 160-мм орудий системы Гонтория с длиной ствола 35 калибров (вес снаряда 112 фунтов) следует признать крайне неудачным, так как в это время на подобных кораблях уже начали устанавливать скорострельную артиллерию. Хотя орудия этой системы стали самыми мощными и дальнобойными как в Маниле, так и в Гаване и в Сантьяго, но по своим баллистическим характеристикам они намного уступали аналогичным американским образцам. Например на удалении всего 2000 ярдов, даже самая примитивная броневая защита надежно защищала от снарядов этого орудия [4, стр.238].
Торпедное вооружение составляли пять 356-мм аппаратов, установленные два на носу, один в корме и по одному с каждого борта, ближе к кормовой части крейсера [5, стр.378].
Еще хуже дела обстояли с защитой. В то время, как за рубежом уже вовсю стали строиться башенные корабли с броневой защитой, на этих крейсерах бронирование напрочь отсутствовало, что также следует признать немаловажным упущением. А расположенная в спонсонах главная артиллерия была лишена даже простейших щитов! Единственная защита машин и котлов состояла в угольных ямах, расположенных вокруг их.
Новые крейсера неплохо вписывались в существовавший тогда испанский флот. Но, тем не менее, общий проект крейсеров следует признать крайне неудачным. Ориентируясь в процессе проектирования на строившиеся крейсера 2-го ранга, которые по своей сути были эквивалентны зарубежным канонеркам, и, неся в своей основе уже основательно устаревший тип корвета "Aragon", крейсера типа "Reina Cristina" устарели еще на стапеле. Осознавая это, ряд испанских военно-морских деятелей предлагали использовать новые крейсера как обычные транспорты, тем более, что с началом Инсургенции на Кубе и Филиппинах, кораблей, перевозящих войска, стало катастрофически не хватать. Из-за этого пришлось даже отложить на некоторое время переделку ряда пароходов во вспомогательные крейсера, а также прибегнуть к фрахтам за рубежом. По оценке специалистов, в качестве транспортов на крейсерах могло бы поместиться по тысяче человек нижних чинов [5, стр.378].