19 июля после предварительного осмотра авторитетная комиссия выписала вердикт: "Для приведения корпуса в состояние, внушающее доверие, необходимо провести ряд работ, для которых судно отбуксировать в Портсмут (штат Нью-Гемпшир)..." [3, стр.46], было также установлено при осмотре, что за все время блокады и бомбардировок крейсер "Reina Mercedes" был поражен 35 снарядами [4, стр.257]. Но в основном это были результаты бомбардировок 6 июня и 4 июля.
Во время подготовки к буксировке на корабле установили временную систему осушения, тщательно осмотрели брашпиль и рулевой механизм, задраили все люки, а дно очистили и покрасили [3, стр.46]. Все проведенные работы оценивались в 2105 долларов. После этого 25 августа 1900 года крейсер вывели из Норфолка и отбуксировали для дальнейшего восстановительного ремонта в Портсмут., куда он и был доставлен 29 августа [2].
В Портсмуте провели повторный тщательный осмотр, закончившийся 6 февраля 1901 года, было решено переоборудовать крейсер в мореходное учебное судно. Стоимость всех предполагаемых работ оценивалась в 316.438 долларов. Завод подготовил план проведения работ, который, помимо прочего, включал пункт об удалении с корабля всех деревянных деталей. Работы предполагалось начать сразу же, 16 февраля и закончить 1 июля следующего года. Однако фактически к ним приступили только 13 мая. В мае же с крейсера демонтировали его старые машины и котлы, взамен которых позже установили четыре цилиндрических котла с крейсера "Raleigh" и заново заказанные машины по типу "Hartford" [3, стр.46].
Однако все работы производились настолько медленно, что морское командование успело изменить намерения в отношении крейсера, и 10 декабря 1902 года правление верфи получило указание о переоборудовании корабля в несамоходный корабль-склад [2]. Тем не менее, темпы работ не изменились и переоборудование проходило по прежнему очень медленно. А, например, в течение четырех месяцев летом 1903 года их вообще приостановили из-за нехватки рабочих [3, стр.46]. Закончилось перестройка корабля лишь к 1905 году.
21 мая 1905 года буксир "Constellation" отвел корабль из Портсмута в Ньюпорт (штат Род-Айленд). Позже крейсер перевели в Бостон, еще позднее в Нью-Арк, где бывший крейсер находился до 1912 года.
В начале сентября буксир "Poluxent" и угольщик "Lebadon" вновь отбуксировали "Mercedes" к заводу в Норфолке. Предстояла новая переделка крейсера - на этот раз в блокшив. 30 сентября 1912 года корабль перевели в Аннаполис [2], где в качестве блокшива он заменил там "Hartford" - легендарный флагман адмирала Фаррагута [1, стр.36]. К этому времени "Mercedes" сохранила лишь две свои мачты, а вместо демонтированной надстройки в ней устроили казармы. 17 июля 1920 года кораблю был присвоен бортовой номер "IX-25", как неклассифицируемому вспомогательному судну [2].
Летом 1920 года испанская эскадра с визитом дружбы посетила ряд портов Северной Америки, зашла она и в Аннаполис. Когда испанский линкор "Alfonso XIII" салютовал американцам, то с бывшей "Mersedes" раздались ответные залпы. В время салюта, в течение короткого времени над кораблем вновь поднялся испанский флаг. До 1940 года корабль использовался для содержания гардемаринов, которых вместе с пищей и водой, раз в два месяца отправляли на борт старого корабля. Крейсер никогда не рассматривался как "гауптвахта", о чем иногда упоминается в литературе. Гардемарины находились на нем для выполнения разнообразных упражнений и для повторения на плаву пройденных уроков.
С 5 сентября 1940 года главная функция бывшего крейсера состояла в использовании ее как жилья для завербованного на военную службу персонала, прикомандированного к Военно-Морской Академии и Командирским Курсам. Так как офицеры обеспечивались квартирами на борту старого корабля для проживания со всем семейством, бывшая "Reina Mercedes", таким образом, стала единственным американским кораблем на котором разрешалось проживание посторонних лиц.
Пять раз, в 1916, 1927, 1932, 1939 и в 1951 годах старый, обветшавший корпус ремонтировался, для чего судно покидало свое место стоянки и проходило очередное переоборудование на судостроительном заводе в Норфолке. Очередной текущий ремонт в 1957 году оценивался настолько дорого, что его решили не производить. 6 сентября 1957 года старый корабль был исключен из списков флота. А уже 6 ноября, после разукомплектации в Аннаполисе, продан на слом балтиморской фирме "Boston Metals Co" [2].
Таким образом, "Reina Mercedes" находилась в эксплуатации около 70 лет - срок уникальный для испанского флота.
ЛИТЕРАТУРА
1. Aguilera A. "Alfonso XII", "Reina Cristina" у "Reina Mercedes", Buques de la Armada Espanola, Madrid, 1967, p.33-36.
2. "Reina Mercedes", The Dictionary of American Naval Fighting Ships, Vol.VI, (R - S).
3. St.Hurbert Ch de, Zaforteza C.A. "The Spanish Navy of 1898", Part 1, "Warship International", 1/1980, p.39-60.
4. Wilson H.W. "The Downfall of Spain. Naval History of the Spanish-American War", London, Sampson Low, Marston & Co, 1900, 454 p.
5. "Крейсер 1-го класса "Reina Cristina", "Военные флоты и морская справочная книжка на 1899 год", Спб, Типография Э.Гоппе, 1899, стр.377-378.
6. Жилинский Я.Г. "Испано-американская война. Отчет командированного по высочайшему повелению к испанским войскам на остров Куба", Спб, Экономическая типолитография, 1899,260 с.