Н.В. Митюков
В истории мирового судостроения вряд ли найдется второй прецедент, чтобы новейшие боевые корабли не только не состояли бы ни в одной кампании, но даже не были бы ни разу боеготовыми. Но именно так случилось с крейсерами испанской постройки типа "Reina Regente". Однако вместе с тем они оставили заметный след в военно-морской истории. Хотя эти крейсера и не принимали участие в испано-американской войне, но рассказ об испанских кораблях этого периода был бы неполным, если не упомянуть о крейсерах типа "Reina Regente".
Опыт проектирования и строительства крейсеров типа "Reina Cristina" показал, что традиционная испанская школа судостроения окончательно устарела, даже в области крейсеростроения. До этого испанское правительство уже неоднократно размещало заказы на заводах иностранных фирм, но речь как правило, шла о строительстве новомодных кораблей, как то броненосцы или миноносцы. В отношении больших крейсеров это приходилось делать впервые.
Еще до того, как крейсера типа "Reina Cristina" были спущены на воду, в среде испанского офицерства стали раздаваться восторженные отклики по поводу только что начинавших внедряться во все флоты типа быстроходного безрангоутного "эльзвикского" крейсера с броневой палубой. Основным достоинством кораблей была их сравнительная дешевизна при довольно сильном вооружении.
Идя навстречу пожеланиям флота, в 1886 году правительство разместило заказ на постройку крейсера, по типу чилийской "Esmeralda", на заводе известной английской фирмы "James & George Thompson" в Клайдбэнке. Новый крейсер получил название "Reina Regente".
Корабль спроектировал английский корабельный инженер Сэр Натаниель Барнаби, бывший директор по строительству в британском Адмиралтействе.
Вместе с тем, контрактом предусматривалась также передача комплекта заводских чертежей испанской стороне для последующей закладки уже на испанских арсеналах еще двух однотипных крейсеров "Lepanto" и "Alfonso XIII". Таким образом предполагалось сформировать довольно мощный и мобильный отряд, способный совершать быстрый переход в любую из испанских колоний.
Позднее, в связи с гибелью со всем экипажем крейсера "Reina Regente", правительство решило построить для его замены еще один такой же корабль. Но если первые три крейсера строились с условием их совместного использования в одном отряде, то после поражения в испано-американской войне, и неудачных испытаний двух копий "Reina Regente" собственной постройки, испанский флот превратился во "флот одиночек". Это послужило основанием для пересмотра проекта с целью превращения второй "Reina Regente" в "крейсер-одиночку".
Генерал-Инженер Флота сеньор Торельо (Torello), в свое время отвечавший за строительство этого крейсера на заводе "Sociedad Espanola de Construccion Naval" в Феролле, неплохо справился со своей задачей и практически полностью переделал крейсер в соответствии с новыми требованиями и замечаниями по эксплуатации трех первых крейсеров этого типа.
Вынужденную остановку в строительстве из-за отсутствия средств генерал смог обратить с пользой на то, чтобы установить на крейсер новейшие механизмы и агрегаты. Благодаря этому, уже устаревший в принципе корабль стал вполне сносно соотноситься с последними требованиями к этому классу кораблей.
Цена корпуса и машин головного корабля в серии "Reina Regente" составила 243.000 фунтов стерлингов, что соответствовало примерно 6 миллионам песет. Общая же стоимость крейсера приблизилась к 9.325.000 песет, тогда как стоимость последнего корабля этого типа, введенного в строй в 1911 году, достигла примерно 12 миллионов песет.
Два первых крейсера в серии получили традиционные для испанских крейсеров названия в честь особ царствующего испанского двора.
Королева-регентша (Reina Regente) - имеется в виду Мария Кристина (1858-1929). Полное имя Мария Кристина Десеада Энрикетта Фелисидад Раниера, урожденная Габсбург-Лорена. С 1879 года жена короля Испании Альфонсо XII. С 1885 года до 1902-го - Королева-регентша.
Альфонсо XIII (1886-1941) - сын Марии Кристины и Альфонсо XII. С 1902 года король Испании. После революции 1931 года отрекся от престола. Умер в эмиграции.
Третий крейсер серии был назван в честь греческого города Лепанто (ныне Нафпактос), вблизи которого 7 октября 1571 года объединенный испано-венецианский флот под командованием Дона Хуана Австрийского наголову разбил турецкий флот Али-паши Муэтдина-заде.
Четвертый крейсер строился вместо погибшего "Reina Regente" и был также назван.
Крейсер | Место постройки | Заложен | Сошел на воду | Готовность |
"Reina Regente" | Клайдбэнк | февраль 1886 | 24 февраля 1887 | 3 июня 1888 |
"Alfonso XIII" | Эль Ферроль | - | 31 августа 1891 | 1900 |
"Lepanto" | Картахена | - | 1893 | 1900 |
"Reina Regente" | Эль Ферроль | декабрь 1895 | 20 сентября 1906 | 1911 |