В целом проект крейсеров типа "Reina Regente" следует признать достаточно удачным. В сравнительно небольшое водоизмещение проектанты смогли вписать необычайно сильное вооружение и неплохое бронирование. Особенно разительным было сравнение "Reina Regente" со спущенными на воду примерно в это же время на испанских верфях крейсерами типа "Reina Cristina". Будучи тяжелее всего на тысячу тонн, "Reina Regente" в одиночку без труда смогла бы выдержать бой со всеми тремя крейсерами типа "Reina Cristina".
Тем не менее, низкая культура производства испанских заводов и верфей и грубейшие весовые просчеты привели к тому, что в принципе неплохой крейсер при дальнейшем "совершенствовании" стал совершенно неудачным. История военно-морских вооружений, пожалуй, не знает второго подобного примера, чтобы новейшие боевые единицы, будучи в основном законченные, ни разу ни состояли ни в одной кампании и не были бы укомплектованы как боевые корабли военного флота!
"Бескровным несчастьем" назвал эту серию испанский военно-морской историк Альфредо Ахилера, и он был недалек от истины. За всю свою карьеру крейсера не совершили ни одного океанского плавания, так как сильная качка даже в сравнительно спокойную погоду, заставляла опасаться за их дальнейшую судьбу.
Все недостатки испанского подражания были в большей или меньшей степени ликвидированы на втором крейсере "Reina Regente". Но какой ценой!
При увеличении водоизмещения на более чем тысячу тонн и не на много большем вооружении, с более тонким бронированием, этот крейсер в области деления на отсеки был явным шагом назад. Небольшой пробоины во время столкновения с пароходом "Kingston" хватило, чтобы поставить крейсер на грань гибели.
По официальной классификации крейсера числились как "Cruseros protegidos de primera" - бронепалубные крейсера 1-го ранга, - и своим устремленным видом и изящной кормой они действительно напоминали их. Однако внешний вид был обманчив, и, например, серьезное заявление "Mundo Naval" о том, что крейсера "Lepanto" и "Alfonso XIII" должны "проходить многие мили в автономном плавании и нападать на неприятельскую торговлю" не следует рассматривать иначе, кроме как забавный курьез.
Темпы строительства "Reina Regente" заводом Томсона стали небывалыми для испанского флота. В июне 1886 года фирма приступила к строительству, а уже в феврале следующего года корпус был спущен на воду. Вскоре в Глазго ее принял испанский экипаж, и в апреле 1888 года крейсер совершил переход из Клайдбэнка в Эль Ферроль, пройдя расстояние в 864 мили всего за 48 часов. Средняя скорость при этом составила 18 узлов - очень хороший результат перехода для того времени. Вскоре состоялось официальное включение крейсера в состав испанского флота. 3 июня 1888 года в Барселоне, в присутствии королевы Марии Кристины, состоялась торжественная церемония подъема боевого флага, лично врученного королевой.
После небольших переделок и модернизации корабль совершил ряд плаваний, в том числе несколько заграничных. В 1888 году он присутствовал на Всемирной Выставке технических достижений в Барселоне, а в 1892 году в Генуе, где прошли празднества, связанные с четырехсотлетним юбилеем открытия Америки.
Сразу за европейскими празднества последовали и в Америке, и крейсер, перейдя Атлантику, посетил Гавану. Оттуда, ведя на буксире точную копию нао "Santa Maria", он взял курс на Нью-Йорк. Это нао, вместе с копиями остальных каравелл Колумба, перевели в Гудзон. Там все они были подарены американскому правительству. На церемонии присутствовал большой интернациональный флот.
Из зарубежного плавания крейсер возвратился без обнаружения каких-либо серьезных неисправностей и дефектов. Хорошо показали себя в плавании асе машины и механизмы, тем более, что все переходы осуществлялись исключительно на искусственной тяге.
После своего трансатлантического плавания крейсер выполнил еще несколько официальных миссий, пока 9 марта 1895 года не прибыл в Танжер. В этот раз он осуществил свое последнее серьезное задание - доставил обратно в Марокко посла Султана после совещания с испанскими губернаторами.
Если бы корабль тотчас же поднял якорь и ушел в Кадис, или, наоборот, немного бы позднее!
А так, примерно в середине утра следующего дня, когда небо уже затянули тучи и барометр начал катастрофически падать, крейсер покинул танжерский рейд. Тяжелые облака на горизонте ясно говорили о надвигающейся стихии, но, несмотря на это, командир корабля Дон Франсиско Санс де Андино (Don Francisco Sanz de Andino) решил во что бы то ни стало перейти в Кадис, где со дня на день должны были начаться торжества по поводу спуска на воду нового броненосца "Carlos V". Хотя всем известно, что в это время в Атлантике часто бывают сильные ветры, от которых благоразумней укрыться в порту, тем более, такому перетяжеленному крейсеру как "Reina Regente".