Но, покинув Танжер, командир крейсера еще более усугубил положение и обрек свой корабль, идя около трех миль самым малым ходом. Между тем, когда берег уже скрылся за горизонтом, поднялась высокая волна и задул сильный, ураганный ветер. Примерно в это время, несмотря на шквалы и темноту капитаны иностранных пароходов "Mayfield" и "Matheys" видели угольно-черный силуэт "Reina Regente", огромный размах качки на котором ясно указывал на его дальнейшую судьбу. Эти корабли были последними, кто видел крейсер. Других подробностей этого перехода узнать не удалось, да и вряд ли это когда-либо удастся...
Почти тотчас после окончания урагана пограничная охрана начала поиски крейсера, хотя еще никто не мог достоверно ни подтвердить, ни опровергнуть упорные слухи о гибели. Крейсера "Alfonso XII" и "Isla de Luzon" и пароход "Pielago" исследовали все места предполагаемой гибели, но безрезультатно.
Была назначена официальная комиссия, в составе капитана 2-го ранга Дона Фернандо Вильямила (Fernando Villamil) и инженера Дона Хосе Кастельота (Jose Castellote) по расследованию этого тайного и запутанного кораблекрушения. В документальной форме они изложили все обстоятельства возможной гибели крейсера. В заключении признавалась наиболее вероятная причина катастрофы. По их мнению крейсер погиб из-за затопления верхних отсеков, откуда вода' не могла уйти вниз, так как этому препятствовала непрерывная броневая палуба и деление корпуса над ней на водонепроницаемые отсеки. Положение могли усугубить авария рулей или машин, при невозможности исправления дефекта собственными силами. Но каковы были истинные причины гибели крейсера - сейчас установить их уже вряд ли удастся.
Гибель крейсера и 412 человек его команды заставили всю Испанию облачиться в траур. Из-за трагедии на несколько дней была отложена торжественная церемония спуска на воду броненосца "Carlos V", на которую так спешил капитан "Reina Regente" - она состоялась только 12 марта. Энтузиасты предприняли многочисленные, но, к сожалению, безрезультатные поиски вещей с крейсера на пляжах от Тарифы до Альхесираса, которые смогли бы пролить свет. А споры по поводу причин гибели корабля не утихают и по сей день.
Во время испано-американской войны, ряд испанских критиков припомнили уже ушедшему в отставку морскому министру, что если бы не его упрямство, эскадра Серверы пополнилась бы дополнительным разведчиком. Однако, если рассуждать серьезно, вряд ли "Reina Regente" смогла бы изменить ход сражения у Сант-Яго. В лучшем случае, благодаря своей быстроходности, крейсер смог бы прорвать американскую блокаду, чтобы, вероятнее всего, интернироваться или погибнуть немного позднее, но уже в другом шторме.
Испанские версии "Reina Regente" - "Lepanto" и "Alfonso XIII" - получились совершенно неудачные, случай уникальный в истории судостроения! Они были спущены на воду соответственно в Эль Ферроле и Картахене в 1891 и 1893 годах, когда уже стали видны все недостатки прототипа. С виду крейсера очень напоминали "Reina Regente", отличаясь от него лишь небольшими особенностями рангоута в расположении марсов.
Достройка "Alfonso XIII" была закончена еще до начала испано-американской войны, и, подчиняясь настоятельным просьбам командирам Кубинской и Филлипинской эскадр, планировалось перевести его в колонии. Однако, на испытаниях крейсер так и не смог развить контрактной скорости, а в его конструкции вскоре выявился ряд серьезных дефектов, из-за чего посылка откладывалась на неопределенное время.
После начала боевых действий, 7 мая, правительство чуть ли не в ультимативной форме потребовало включения крейсера в Резервную эскадру адмирала Камара, Вскоре крейсер прибыл в Кадис, где проходило формирование эскадры, Но даже быстрый осмотр дал понять адмиралу, что за короткое время крейсер вряд ли удастся привести в удовлетворительное состояние. А потому 22 мая, когда стало известно намерение правительства отправить резервную эскадру на Филиппины, Камара счел более благоразумным оставить крейсер в Кадисе "для приведения его в боеготовое состояние"
Крейсер, вошедший в состав Феррольского морского округа, включили в программу плаваний еще в кампании 1896 года с зачислением его в Практическую эскадру. Однако он не был полностью готов ни к кампании 1896 года, ни даже 1900 года. Вопрос был настолько необычен, что чисто формально его ввели в строй по Королевскому Декрету от 18 мая 1900 года, а вскоре крейсер был вообще выведен из состава флота.
Подобная ситуация сложилась и с "Lepanto". Хотя он и был зачислен в состав Картахенского морского округа, и даже состоял в программе плаваний, за все время его "службы" команда крейсера состояла лишь из нескольких десантных рот (?!), а вооружение только из средней артиллерии. И, пожалуй, единственным его серьезным "делом" было дефилирование на морском параде у Вилья-и-Корте во время Присяги и Коронации Альфонсо XIII в мае 1902 года.
В апреле 1907 года в Картахене, вместе с "Extremadura", "Princesa de Asturias" и "Numancia", "Lepanto" вошел в эскадру, созданную для встречи яхты "Victoria and Albert" во время встречи Эдуарда VII и Альфонсо XIII.
Позднее дефективный крейсер служил в качестве материальной части школы артиллеристов и торпедистов, а все его даже небольшие плавания можно сосчитать по пальцам. Из списков флота крейсер исключили в 1912 году.