Официальное решение о закладке второго крейсера "Reina Regente" на верфи в Эль Ферроле последовало месяц спустя, после печального события 1895 года.
Но после торжественной церемонии закладки первой секции киля начались многочисленные административные, бюджетные и чисто технические проволочки, так что строительство фактически не велось до 1899 года.
Только 20 сентября 1906 года крейсер в торжественной обстановке сошел на воду. Но, несмотря на торжественность, королева Кристина, вопреки предположениям, из-за сложного политического положения, вызванного кризисом в Марокко, не смогла присутствовать на церемонии. Поэтому просто ограничились зачитыванием Высочайшего приветствия населению Ферроля, после чего корпус крейсера был благополучно спущен на воду.
В 1910 году строительство "Reina Regente" было практически закончено; началась его активная служба.
В феврале 1911 года корабль, включенный в состав Практической эскадры, посетил король Альфонсо. А некоторое время спустя, король на нем отправился в Англию, где в Портсмуте состоялся военно-морской парад, посвященный коронации короля Джорджа V.
24 июня, вместе с другими Высочайшими особами на борту, крейсер отправился на регату в Ковес, но почти тотчас же начавшиеся в Марокко военные действия потребовали присутствия "Reina Regente" в составе боевого отряда.
19 января 1912 года, после ряда успешно проведенных бомбардировок, крейсер в устье реки Керт (Kert) в районе селения Ясанен (Yazanen) столкнулся с пароходом "Kingston". Полученная пробоина, повлекшая за собой затопление трюмов и кочегарки, оказалась чрезвычайно опасна. Только хладнокровие и искусство командира оказавшейся рядом и подошедшей на помощь канонерской лодки "Laya" спасло потерявший ход крейсер. "Reina Regente" был посажен на мель близлежащего пляжа, и вскоре, с кое-как заделанной пробоиной, крейсер был отбуксирован в Картахену для окончательной починки.
13 ноября 1912 года, в связи с началом Балканской войны и из-за потребовавшегося военного присутствия Испании в районе военных действий, крейсер "Reina Regente" прибыл в Константинополь. Однако находился он там недолго., и вскоре, следуя инструкциям Морского Министра Дона Аугусто Миранды, корабль опять присоединился к отряду кораблей в Марокко, ведущему боевые действия.
Крейсер выполнял разнообразные поручения, обстреливая позиции непокорных кабилов. А в июне 1913 года, когда произошла трагедия с канонерской лодкой "Concha", подошедший на помощь крейсер буквально сравнял с землей останки канонерки, с которой рифы пытались снять все уцелевшее военное имущество.
После окончания боевых действий в Марокко, в 1914 году крейсер выполнил ряд официальных поручений в Сеуте и Рио-Мартине, после чего был приписан к "Школе Морской Обороны" ("Esquela de Guardias Marinas"). Корабль совершил ряд учебных плаваний, которые после начала Первой мировой войны пришлось ограничить территориальными водами.
Только после окончания войны "Reina Regente" совершил несколько зарубежных плаваний, исходив Средиземное море, буквально, вдоль и поперек. В 1920 году он впервые совершил трансатлантическое плавание и в октябре бросил якорь в Буэнос-Айресе, где крейсеру был оказан дружественный прием.
В 1921 году уже порядком устаревшему и изношенному крейсеру вновь пришлось тянуть лямку военной службы. Корабль участвовал в операциях по освобождению территорий, занятых в 1921 году восставшими рифами. Это была последняя военная кампания крейсера. Общее состояние корабля, даже после проведенных ремонтов механизмов и котлов, уже не внушало доверия.
Вместе с другими устаревшими кораблями крейсер был исключен из списков флота 31 декабря 1926 года в ходе "большой чистки", проведенной во время правления правительства Примо де Ривера, после чего корабль был продан на слом за полмиллиона песет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Aguilera A. "Segundo 2Reina Regente", Buques de la Armada Espanola, Madrid, 1967, p.73-76.
2. Aquilera A. "Reina Regente", "Alfonso XIII" у "Lepanto", Buques de la Armada Espanola, Madrid, 1967, p.41-44.
3. Wilson H.W. "The Downfall of Spain. Naval History of the Spanish-American War", London, Sampson Low, Marston & Co, 1900, 454 p.
4. "Reina Regente", "Военные флоты и морская справочная книжка на 1895 год", СПб, Типография Э.Гоппе, 1895, стр.288-291.
5. "Крейсер 1-го класса с броневой палубой "Lepanto", "Военные флоты и морская справочная книжка на 1897 год", СПб, Типография Э.Гоппе, 1897, стр.417-419.