По проекту технические данные авианосца должны были быть следующими:
Водоизмещение | 23.350 т (ст.) и 27.600 т (полн.) |
Размерения (макс.) | 207,3 х 29,3 х 7,3 м |
Броневая защита корпуса не предполагалась, но в проекте было предусмотрено устройство бортовых булей, а так же бронирование полетной палубы и легкая броня мостиков.
Энергетическая установка должна была состоять из 4 автономных турбинных агрегатов, переданных с крейсеров «Cornelio Silla» и «Paolo Emilio», достройка которых была отложена на неопределенное время, общей мощностью 140.000 SHP. Скорость по проекту предполагалась в 30-31 узел.
Первоначально артиллерийское вооружение должны были составлять восемь 152-мм орудий, двенадцать 88-мм зениток и сто четыре 37-мм 54-калиберных зенитных автомата. Позже состав вооружения был пересмотрен и в окончательном варианте составил двенадцать 135-мм 45-калиберных орудий с возвышением стволов 45 градусов (то есть с весьма ограниченной возможностью стрельбы по самолетам), двенадцать 65-мм 64-калиберных зениток и восемьдесят два 20-мм зенитных автомата.
Авиационное оборудование итальянцы рассчитывали получить из Германии, и оно должно было быть аналогичным с авианосцем «Graf Zeppelin». Предполагалось, что две катапульты смогли бы осуществлять запуск самолетов с интервалом в 30 секунд. Полетная палуба имела размеры в 216 х 25,3 м.
Всего авианосец смог бы брать на борт до 50 самолетов, из которых в ангар только 36, а остальные закрепленными на верхней палубе.
Хотя к моменту капитуляции Италии «Aquilla» находился в высокой степени готовности, окончательная достройка его не предполагалась. Корабль находился в Генуе и был захвачен немцами - итальянцы, покидая судно, успели незначительно повредить его. Немцы не пытались достроить корабль и не рассчитывали как либо использовать, тем более, что 16 апреля 1944 года авианосец был поврежден американскими самолетами. 19 апреля 1945 года итальянские человеко-торпеды дополнительно повредили его, что помешало немцам затопить корабль на фарватере. В 1949 году останки корпуса были разобраны для переплавки.
В ноябре 1942 года началась перестройка в авианосец «Falco» (позже переименованный в «Sparviero») другого пассажирского лайнера «Augustus» (спущен на воду в 1926 году, 30.418 тонн, 18 узлов). Проект корабля был принят в мае 1943 года, но времени для проведения хоть каких-то работ не оставалось. Характеристики авианосца предполагались примерно такими же как у «Aquilla», но вооружение планировалось из шести 152-мм и четырех 102-мм орудий.
Корабль также был захвачен немцами в Генуе, никак не использовался, а 5 октября 1944 года затоплен на фарватере. В 1947 году корпус был поднят для очистки прохода в гавань и сразу же сдан на слом.
Имя |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Принят флотом |
Зачислен в строй |
«Littorio» |
«Ansaldo», Генуя |
28.10.1934 |
22.08.1937 |
6.05.1940 |
2.08.1940 |
«Vittorio Veneto» |
«Cantieri Riuniti dell'Adriatico», Триест |
28.10.1934 |
25.07.1937 |
28.04.1940 |
2.08.1940 |
«Roma» |
«Cantieri Riuniti dell'Adriatico», Триест |
18.09.1938 |
9.06.1940 |
14.06.1942 |
ноябрь 1942 |
«Impero» |
«Ansaldo», Генуя |
14.05.1938 |
15.11.1939 |
недостроен |
|
«Conte di Cavour» |
Казенная верфь, Ла Специя |
10.08.1910 |
10.08.1911 |
янв. 1915 |
|
«Giulio Cesare» | «Ansaldo», Генуя | 23.06.1910 | 15.10.1911 | 29.11.1913 | |
«Caio Duilio» | Кастелламаре | 25.04.1912 | 24.04.1913 | май 1915 | |
«Andrea Doria» | Казенная верфь, Ла Специя | 24.03.1912 | 30.03.1913 | март 1916 |
Все четыре старых линейных корабля, с которыми Италия начала войну, довольно быстро утеряли свою боевую ценность - несмотря на то, что они прошли кардинальную модернизацию в 1933-1940 годах. Все эти линкоры использовались в боевых операциях, но в весьма ограниченном масштабе, так как итальянское морское командование опасалось вводить их в бой даже со старыми британскими линкорами.
Из этих линкоров только «Conte di Cavour», потопленный 12 ноября 1940 года в Таранто британскими самолетами с авианосца «ILLastrious» и поднятый на поверхность в июле 1941 года, попал в руки немецкой армии после капитуляции Италии. Линкор не ремонтировался и 15 февраля 1945 года был вторично потоплен американской авиацией. После войны он вновь был поднят и разрезан на металл.
Три оставшихся линкора после капитуляции Италии перешли на Мальту и до июня 1944 года находились под контролем английского флота. Затем они вернулись в Италию. «Caio Duilio» и «Andrea Doria» до 1956 года оставались в составе итальянского флота, «Giulio Cesare» в 1948 году был передан Советскому Союзу, переименован в «Новороссийск» и трагически погиб в Севастополе 29 октября 1955 года.
Ко времени вступления в войну итальянский флот официально не имел современных линкоров, но два таких корабля заканчивали приемные испытания. 2 августа 1940 года «Littorio» (с 26 июля 1943-го - «Italia») и «Vittorio Veneto» вошли в состав флота. Еще один такой линкор вступил в строй в конце 1942 года. Они и составляли главную ударную силу флота, но проявить ее должным образом так и не смогли. Характеристики кораблей этого типа достаточно известны, поэтому нет необходимости останавливаться на них.
![]() |
![]() |
«Giulio Cesare» в 1941 году | «Andrea Doria» в камуфляжной окраске. 1941 г. |
![]() |
|
«Caio Duilio» в конце 40-х годов. Таранто. |