Оглавление

ОСТАТКИ БЫЛОЙ РОСКОШИ

НАПРАСНЫЕ УСИЛИЯ ИТАЛЬЯНСКИХ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЕЙ, или С ЧЕМ ВЕЛ И ЗАКОНЧИЛ ВОЙНУ ИТАЛЬЯНСКИЙ ФЛОТ

Материал подготовлен редакцией "Бриз" с использованием зарубежных справочников и периодических изданий. Aldo Fraccaroli «Italian Naval Construction 1939-1945», «Jane's F. S.» 1951. Bernd Loose «Кар Matapan 1941: Minuten der Warheit» Militarverlag, Berlin, 1981.
«Corazzate classe «Vittorio Veneto» Edizioni Bizzari, Roma, 1973.
«Incrociatori pesanti classe «Zara» Edizioni dell'Ateneo, Roma, 1978.
«Incrociatori leggeri classe Condotiri gruppo «Montecuccoli» Edizioni dell'Ateneo, Roma, 1982.
«Incrociatori leggeri classe Condotiri gruppo «Duca d'Aosta» Edizioni dell'Ateneo, Roma, 1985.
Joseph Caruana «Cel - Malta» («Okrety Wojenne»).
Siegfred Breyer «Das letzte Zerstorerbauprogramm der Marine des faschistischen Italien» («Marine-Arsenal», 1993).
«Navy Yearbook» Duel, Sloan and Pearche, New-York, 1944.
«Scipione Africano» («Profile Morskie» №43).
Elio Ando «The Italian Navigatori Class. 1926» («Superdestroyers») «Conway Maritime Press».
Fraccaroli «Die italienischen Zerstorer der «Commandanti»-Klasse» («Marinerundschau», 8/1980).
Volkmar Kuhn "Torpedoboote und Zerstorer im Einsatz 1939-1945" Stuttgart,1977.
Коваленко В.А., Остроумов М.Н. «Справочник по иностранным флотам» Воениздат, М, 1965.
Роскилл «Флот и война» Воениздат, М. 1967-1970.
Различные статьи и материалы из справочных и периодических изданий за разные годы: «Морской сборник», «Судостроение», «В.К.А.М.», «Jane's Fighting Ships», «Warship International» и других.

Боевые действия в Средиземном море во время Второй мировой войны, хотя и имевшие некоторые свои особенности, в общем плане в конце концов привели все противоборствующие стороны к примерно одинаковым и вполне закономерным выводам. Как и на других морских театрах военных действий несомненную боевую мощь проявили подводные лодки и морская авиация, с той лишь особенностью, что на Средиземном море, в отличие от Атлантики и особенно Тихого океана, эффективность авиации берегового базирования не уступала авианосной авиации. В связи с этим резко возросло значение эскортных кораблей и специальных охотников за подводными лодками, а также необходимость в эффективных и мощных средствах противовоздушной обороны. Во многих флотах такое положение потребовало кардинального пересмотра как довоенных кораблестроительных программ, так и планов военного времени.

Но, в отличие от своих соперников, итальянское командование не получило возможности не только реально скоординировать новые программы военного кораблестроения, но и достроить многие необходимые корабли из заложенных в довоенное время или в самом начале войны. Те же из новых кораблей, которые все-таки оказались в строю флота, в своем большинстве успели повоевать сравнительно недолго, а часть вообще не успела принять участие в боевых действиях. Капитуляция Италии резко изменила судьбу этих кораблей. Некоторые из них, собравшиеся в основном в портах Северной Италии, были захвачены немецкими войсками, и даже успели принять участие в боях под германским флагом. Но наиболее боеспособная часть, базировавшаяся в южной части страны, выполняя приказ правительства и Верховного морского командования, ушла в базы своих бывших противников и была интернирована. После окончания войны они частично были репатриированы и ходили под флагами разных флотов, другие составили ядро восстанавливающегося итальянского флота. Большая же часть старых кораблей, которые не были интересны ни победителям, ни самим итальянцам, пошла на слом.

В данной статье собраны обзорные, но весьма интересные сведения о кораблях, которые составляли ядро итальянского военного флота в течение войны, а также о кораблях, находившихся в постройке ко времени капитуляции Италии.

По состоянию на 10 июня 1940 года, когда Италия оказалась в состоянии войны на стороне Германии и Японии - своих союзников по «Стальному пакту» -  Королевский итальянский флот (Regia Marina Italiana) включал следующие корабли основных классов (водоизмещение стандартное), числившиеся в  строю флота и находившиеся в боеспособном состоянии:

Модернизированные линкоры по 26.000 т 2  «Giulio Cesare» и «Conte di Cavour»; еще два - «Andrea Doria» и «Caio Duilio») находились в стадии аналогичной модернизации)
Современные тяжелые крейсеры «вашингтонского» типа по 10.000 т 7 «Trento», «Trieste», «Bolzano» - 36-узловые; «Zara», «Fiume», «Gorizia», «Pola» - 32-узловые
Современные легкие крейсеры типа «Condottieri» 12  4 по 5300 т типа «Bande Nere»; 2 по 5600 т типа «Cadorna»; 2 по 7500 т типа «Montecuccoli»; 2 по 8600 т типа «D'Aosta»; 2 по 9500 т типа «Garibaldi»
Старые крейсеры 3  «Bari», «Taranto» и «San Giorgio»
Старые большие эсминцы  5  2 типа «Mirabello» и 3 типа «Leone»
Эсминцы   14  2 старых типа «Sella»; 4 типа «Sauro»; 8 типа «Turbine»
Большие эсминцы (бывшие лидеры) по 1940 т 12  все типа «Navigatori»
Эсминцы  8  типов «Dardo» и «Folgore»
Современные эсминцы 20 4 типа «Maestrale», 4 типа «Alfleri», 12 типа «Soldati»
Современные миноносцы 30  типа «Spica»
Эскортные миноносцы 4  типа «Orione»
Старые миноносцы постройки 1913-1922 годов по 600 т 25  
Старые большие миноносцы 8  типов «Palestro» и «Curtatone»
Подводные лодки 115  различных типов, включая 8 подводных заградителей

В постройке находились корабли различных классов, в том числе четыре новейших линкора, два из которых проходили испытания. Еще два более старых линкора заканчивали на верфях модернизационные работы. Судьба всех этих кораблей сложилась по разному.

АВИАНОСЦЫ

Помимо гидроавиатранспорта «Giuseppe Miraglia», перестроенного для несения самолетов в 1923-1925 годах в Специи из пассажирского парохода «Citta di Messina», итальянский флот не успел построить других специальных авианосных кораблей. Во время войны была предпринята попытка перестроить в авианосцы два гражданских судна, но до готовности они доведены не были. Да и не могли быть доведены, так как у Италии напрочь отсутствовал опыт авианосного кораблестроения и не имелось даже в проектах подходящего самолетного оборудования.

«Aquilla» перестраивался из пассажирского лайнера «Roma» (27.600 тонн, 21 узел, паровые машины), спущенного на воду еще в 1926 году. Работы на этом корабле начались по решению морского командования после неудачного для итальянского флота боя у мыса Матапан.

ItFl2WW001.jpg

Недостроенный авианосец «Aquilla» в 1946 году. См. также его фото в другой статье.

Оглавление

Hosted by uCoz