По проекту «II» велась разработка чертежей еще одного лайнера, признанного подходящим для перестройки в авианосец. Лайнер «Gneisenau», построенный бременской фирмой «А. G. Weser» по заказу «Norddeutschen Lloyd» для использования, как и «Potsdam», на восточно-азиатских пассажирских линиях. Лайнер во многом был схож с «Potsdam», что и позволило чертежи для его перестройки разрабатывать по единому проекту. «Gneisenau», был заложен в 1934 году под строительным номером 893. При постройке лайнера также широко использовалась электросварка. 17 мая 1935 года лайнер оказался на воде и уже 3 января 1936 года был принят фирмой-заказчиком. Вместе с лайнерами «Europa» и «Potsdam» он в июне 1940 года лайнер был переклассифицирован в войсковой транспорт для использования в десантной операции «Морской Лев». А с мая 1942 года лайнер был выделен для обращения в авианосец. Работы по проекту велись конструкторским бюро верфи ВМФ «Kriegsmarine Werft» в Вильгельмсхафене. Время перестройки по расчетам не должно было превысить 10 месяцев. Эскизный проект перестройки «Gneisenau» был готов в июне 1942 года, но на обсуждение комиссии он не предъявлялся из-за схожести с «Potsdam». Лайнер был классифицирован как вспомогательный авианосец проекта «II» (Hilfsflugzeugtrager «II»). В официальных документах и конструкторских разработках проект проходил под шифром «Jade», но, аналогично с «Potsdam», официальных подтверждений о присвоении ему этого имени не обнаружено.
В соответствии с разработанным проектом «Gneisenau» - «Jade» имел бы следующие характеристики:
Вместимость |
18.160 BRT |
Длина по КВЛ как лайнера |
186,00 м |
Длина по КВЛ как авианосца |
191,00 м |
Длина наибольшая как лайнера |
198,75 м |
Длина наибольшая как авианосца |
205,00 м |
Ширина по КВЛ без булей (фактическая ширина корпуса лайнера) |
22,50 м |
Ширина по КВЛ с булями |
26,80 м |
Ширина по КВЛ по полетной палубе |
27,00 м |
Осадка по КВЛ при нормальной нагрузке |
5,68 м |
Осадка по КВЛ полная |
8 84 м |
Высота борта до полетной палубы |
19,00 м |
Количество отсеков |
12 |
Двойное дно |
|
Экипаж |
883 чел. (включая 79 офицеров) (включая 134 чел. летно-технического персонала) |
Броневая защита (аналогична «Elbe») (сварная броня Wh - Wotan, hart): |
|
полетная палуба | 20 мм |
прикрытие стенок ангара |
10 -15 - 10 мм |
Силовая установка |
2-вальная, паротурбинная |
Мощность |
26.000 л.с. |
Скорость по проекту |
21 узел |
Скорость фактическая |
19 узлов |
Запас топлива |
3400 / 4570 т |
Запас авиационного топлива |
100 т |
Дальность плавания 19-узл.ходом |
9000 миль |
Вооружение (аналогично «Elbe»): | |
12 - 105-мм / 65-калиб. зениток (4x2 установок) запас снарядов на 3200 выстрелов; | |
10 - 37-мм зенитных автоматов (5x2 лафетов) запас снарядов на 20 тысяч выстрелов; | |
32 - 20-мм зенитных автоматов (8x4 лафетов) запас патронов на 48 тысячи выстрелов; | |
Истребители «Bf-109.G» («Me-109.G») | 12 |
Пикирующие бомбардировщики «JU-87.D» | 12 |
Катапульты (в носовой части) | 2 |
Самолетоподъемники | 2 |
Самолетный ангар: | |
длина | 148,0 м |
ширина: | 18,0 м |
Полетная палуба: | |
длина | 186,0 м |
ширина | 27,0 м |
ширина в районе «острова» | 24,0 м |
Примечание: в воспоминаниях Хаделера артвооружение как для «Elbe» так и для «Jade», указывается из восьми 105-мм орудий, десяти 37-мм и двадцати четырех 20-мм зенитных автоматов. Длина полетной палубы - 189 м. Остальные данные совпадают.
Итальянский авианосец «Aquila» в камуфляже во время войны (23 августа 1943 г.) (два верхних фото)
и после войны (13 июня 1946 г.)