Лайнер классифицировался как вспомогательный авианосец проекта «II» (Hilfsflugzeugtrager «II»). В официальных документах и конструкторских разработках проект проходил под шифром «Elbe», однако нет никаких официальных подтверждений, что это было окончательное имя корабля. Различные варианты проекта обозначались римскими цифрами, а при необходимости дополнительно буквами.
В целом конструктивно «Potsdam» был гораздо менее подходящим для перестройки в авианосец, чем «Europa». Он был намного меньше и предполагал значительно меньшую скорость - не более 21 узла. Тем не менее, это не останавливало немецких моряков, как и то, что из-за значительной седловатости на миделе полетная палуба должна была получить такие же очертания. Из-за необходимости увеличить остойчивость корабля пришлось опустить ангарную палубу на уровень главной. При рассмотрении проекта моряки обратили внимание на требуемые большие весовые нагрузки для укрепления продольных связей, особенно выше главной палубы. Они считали, что ангар возможно включить в общую продольную прочность корпуса. В то же время проектанты опасались, что это перегрузит корабль в верхней части и придется даже пойти на уменьшение количества принимаемых на борт самолетов. Кроме того, предполагалось, что из-за небольшой величины корабля вес «острова»-надстройки создаст постоянный крен на правый борт, для ликвидации которого полетная палуба была смещена относительно диаметральной плоскости на 2 метра на левый борт.
В соответствии с проектом «Potsdam» - «Elbe» имел следующие характеристики:
Водоизмещение полное | ок. 23.500 т |
Вместимость | 17.527 BRT |
Длина по КВЛ |
189,20 м |
Длина наибольшая как лайнера |
193,00 м |
Длина наибольшая как авианосца |
203,00 м |
Ширина по КВЛ без булей (фактическая ширина корпуса лайнера) |
22 60 м |
Ширина по КВЛ с булями |
26,00 м |
Ширина по КВЛ по полетной палубе |
27,00 м |
Осадка по КВЛ при нормальной нагрузке |
5,10 м |
Осадка по КВЛ полная |
8,84 м |
Высота борта до полетной палубы |
19,05 м |
Количество отсеков | 12 |
Двойное дно |
|
Экипаж | около 900 чел. (включая 190 чел. летно-технического персонала) |
Броневая защита (сварная броня Wh - Wotan, hart): |
|
полетная палуба | 20 мм |
прикрытие стенок ангара |
10 - 15 - 10 мм |
Силовая установка |
2-вальная, турбоэлектрическая |
Мощность |
26.000 л.с. |
Скорость по проекту. |
21 узел |
Скорость фактическая |
19 узлов |
Запас топлива |
3145 т |
Запас авиационного топлива |
100 т |
Дальность плавания 19-узл.ходом |
9000 миль |
Вооружение: | |
12 - 105-мм / 65-калиб. зениток (4x2 установок) запас снарядов на 3200 выстрелов; | |
10 - 37-мм зенитных автоматов (5x2 лафетов) запас снарядов на 20 тысяч выстрелов; | |
32 - 20-мм зен. автоматов (8x4 лафетов) запас патронов на 48 тысячи выстрелов; | |
Истребители «Bf-109.G» («Me-109.G»). | 12 |
Пикирующие бомбардировщики «JU-87.D» | 12 |
Катапульты (в носовой части) | 2 |
Самолетоподъемники | 2 |
Самолетный ангар: | |
длина | 148,0 м |
ширина | 18,0 м |
Полетная палуба: | |
длина | 186,0 м |
ширина | 27,0 м |
ширина в районе «острова» | 24,0 м |
Энергетическая установка лайнера включала 2 главных турбогенератора и 2 гребных электромотора производства фирм «S.S.W.» и «Blohm und Voss», размещавшихся в одном отсеке. Электромоторы вращали 2 винта диаметром 4,9 метра. Пар для турбин вырабатывался 4 экспериментальными котлами повышенного давления Benson'a. Рабочее давление пара 90 ат., температура перегрева пара 450 град. Все котлы размещались в одном отсеке. Электроэнергетическая станция (напряжение, в сети 220 В) состояла из 4 дизель-генераторов по 760 КВт, 4 дизель-динамо по 350 КВт и 1 резервного дизель-генератора 60 КВт. Проект перестройки не предусматривал изменений в главной энергетической установке.
Проект авианосца «Elbe» (вариант «II») (лайнер «Potsdam») (июнь 1942 г.)
рисунки выполнены: Franz Mrva (поз. А и В) и Wunschman (поз. С)
А (боковой вид)
В (план палубы)
С (вид сверху)