Оглавление

ПРОЕКТЫ ПЕРЕСТРОЙКИ ЛАЙНЕРОВ В АВИАНОСЦЫ

Быстроходный лайнер «Europa» был построен в Гамбурге на верфи «Blohm und Voss». Он был заложен на стапеле в 1927 году под строительным номером 479. 16 августа 1928 года судно сошло на воду. Лайнеру не повезло. 26 марта 1929 года, еще находясь на верфи, он получил значительные повреждения во время пожара. Однако ремонт произвели очень быстро, и уже через год, 19 марта 1930 года он был принят заказчиком - бременской фирмой «Norddeutschen Lloyd» и поставлен на трансатлантическую пассажирскую линию. С начала войны лайнер находился в Везермюнде, и, за неимением лучшего использовался как плавучая казарма и плавбаза. В июне 1940 года на нем были произведены некоторые перестроечные работы - судно предполагалось использовать как войсковой транспорт в операции «Морской Лев», но до этого так и не дошло.

Инженеры фирмы «Blohm und Voss» начали работы по проекту перестройки в начале мая 1942 года. Готовность эскизного проекта датируется 13 июня 1942 года. Официально корабль был классифицирован как вспомогательный авианосец (Hilfsflugzeugtrager) «I». Предполагаемое время достройки авианосца «I» по расчетам инженеров фирмы «Blohm und Voss» составляло 15 месяцев. Но сейчас, зная ход строительства авианосца «Graf Zeppelin», можно усомниться в реальности этого срока. План работ не предусматривал каких-либо существенных изменений в корпусе ниже ангарной палубы, за исключением усиления связей и переборок: Не планировалось изменений и в энергетической установке, предполагалось только изменить устройства дымоходов и систему подачи топлива в связи с увеличением объема бункеров. Заполнение цистерн в булях считалось обязательным - либо топливом, либо балластом - как один из вариантов решения проблемы недостаточной остойчивости.

С самого начала проектирования перестройки в авианосец лайнер рассматривался как наиболее подходящий объект. Большие размеры судна давали уверенность, что будущий авианосец сможет брать на борт достаточно большое число самолетов. Здесь следует учитывать, что немецкие конструкторы в случае перестройки судов в авианосец отдавали предпочтение одноярусному самолетному ангару выше главной палубы, так как создание нижнего ангара требовало слишком большого объема работ по переделке внутренних помещений и, кроме того, значительного усиления продольных связей корпуса. По этому вопросу немецкие инженеры имели полное и достаточное представление, основанное как на собственном опыте, так и на опыте свих союзников - перестройке итальянского лайнера «Roma» в авианосец «Aquilla».

Проблемой оставалась остойчивость корабля. Несмотря на все предполагаемые мероприятия, подкрепленные расчетными выкладками, представители флота сомневались, что надстройка булей и устройство балласта - достаточные меры для решения проблемы. Опровергнуть или подтвердить эти сомнения мог только сам корабль, но он, как известно, так и не был создан.

В соответствии с проектом будущий авианосец «I» имел бы следующие характеристики:

Водоизмещение нормальное 44.000 т
Водоизмещение полное 56.500 т
Вместимость 49.746 BRT
Длина по КВЛ 279,20 м
Длина наибольшая  291,50 м
Ширина по КВЛ без булей (фактическая ширина корпуса лайнера) 31,00 м
Ширина по КВЛ с булями  37,00 м

Осадка по КВЛ при нормальной нагрузке

8,50 м

Осадка по КВЛ полная

10,30 м

Высота борта до полетной палубы

 24,20 м

Количество отсеков

16

Двойное дно

Броневая защита не предусматривалась.

Силовая установка

4-вальная, паротурбинная

Мощность

105.000 л с.

Скорость по проекту

27 узлов

Запас топлива полный (с пустыми цистернами булей)

6500 т

Запас топлива с заполненными цистернами булей

8500 т

Дальность плавания 27-узл. ходом

5.000 миль

Дальность плавания 27-узл. ходом (с заполнением 2000 т топлива в отсеки булей)

6.500 миль

Дальность плавания 19-узл.ходом

10.000 миль

Вооружение:  
12 - 105-мм / 65-калиб. зениток (6x2 установок) запас снарядов на 4800 выстрелов;
20 - 37-мм зенитных автоматов (10x2 лафетов) запас снарядов на 40 тысяч выстрелов;
36 - 20-мм зен. автоматов (9x4 лафетов) запас патронов на 72 тысячи выстрелов;
Истребители «Bf-109.G» 24
Пикирующие бомбардировщики «Ju-87.D» 18
Катапульты (в носовой части) 2
Самолетоподъемники 2
Самолетный ангар:  
 длина 216,0 м
ширина 25 (нос), 16 (серед.), 30(корма) м
Полетная палуба:  
длина 276,0 м
ширина 30,0 м

Энергетическая установка лайнера включала 4 турбозубчатых трехкорпусных (ТВД, ТСД и ТНД) агрегата производства «Blohm und Voss», размещавшихся в двух смежных отсеках. Они вращали 4 винта диаметром 5,0 метра. Пар вырабатывался 24 водотрубными двойными котлами, каждый с 10 топливными форсунками. Котлы имели специальную конструкцию и отличались сравнительно плотным размещение трубок для увеличения скорости течения горячих газов. Рабочее давление пара 21 ат. Котлы размещались в 4 отсеках, попарно разделенных промежуточным отсеком. Электроэнергетическая станция (напряжение в сети 230 В) состояла из 4 дизель-генераторов по 520 КВт и 2 резервных дизель-генераторов по 100 КВт. Проект перестройки не предусматривал изменений в главной энергетической установке.

Тем не менее немецкое морское командование отказалось от перестройки лайнера «Europa» в авианосец. Помимо уже названных общих причин конкретно к этому объекту предъявлялись еще и следующие претензии. Во-первых, слишком большой расход жидкого топлива в случае готовности корабля - а, как известно, ограниченные запасы нефти в Германии сильно влияли на возможности и боевые действия флота, и особенно это относилось к крупным кораблям. Второй причиной, как это ни странно, стала слишком большая величина корабля. Военные моряки считали, что такая крупная цель окажется слишком «сладким куском» для британской авиации, и не исключали вероятности того, что корабль будет разрушен еще задолго до полной готовности. И надо признать, что эти предположения не были лишены основания. Имелась и третья причина - для производства работ практически не имелось заготовленного материала. А заказывать новые означало отрывать ресурсы, и немалые, от развернувшегося строительства подводных лодок - а, как известно, эта программа к началу 1942 года получила приоритетное направление.

Вкупе, все это привело к тому, что работы над проектом перестройки лайнера в авианосец были остановлены еще на стадии эскизного проектирования, а в ноябре 1942 года была полностью свернута вся программа.

Вторым пароходом, признанным подходящим для перестройки в авианосец, был «Potsdam», построенный той же верфью, что и «Europa». Он был заложен в 1934 году под строительным номером 497 по заказу все той же бременской «Norddeutschen Lloyd» для использования на восточно-азиатских пассажирских линиях. Следует отметить, что при постройке лайнера широко использовалась; электросварка. 16 января 1935 года судно было спущено на воду и 27 июня следующего года принято представителями заказчика. Как и «Europa» в июне 1940 года лайнер был переклассифицирован в войсковой транспорт для использования в десантной операции «Морской Лев». Весной 1942 года на него обратила внимания упомянутая выше комиссия, занимающаяся подбором судов, и лайнер был выделен для обращения в авианосец. Разработкой проекта занималось конструкторское бюро судостроительной фирмы «Howaldtswerke» в Гамбурге. Время перестройки по расчетам не должно было превысить 10 месяцев. 20 июня 1942 года эскизный проект корабля был представлен на рассмотрение.

Оглавление