Линейный корабль «Vittorio Veneto». лето 1942 г.
После капитуляции Италии линкоры «Italia» и «Vittorio Veneto» были интернированы англичанами - первоначально на Мальте, но вскоре были уведены в египетские порты. В 1947 году они были переданы соответственно американскому и английскому флоту и предназначены на слом. 1 февраля 1948 года «Vittorio Veneto», a 1 июня 1948 года - «Italia» были исключены из списков итальянского флота. В том же 1948-м их продали для разделки на металл, но сама разборка была завершена только осенью 1955 года.
Два других линкора стали полигонами для испытания немецкого оружия. Причем «Roma», после капитуляции Италии шедший на Мальту для интернирования, был потоплен удачным попаданием немецкой авиабомбы. «Impero», захваченный немцами после капитуляции Италии, некоторое время использовался как учебная цель для самолетов, а 20 февраля 1945 года был сильно поврежден американской авиацией в Триесте. 27 марта 1947 года линкор был исключен из списков флота, в октябре того же года переведен в один из портов недалеко от Венеции, а в 1950-м разобран.
Имя |
Место постройки |
Заложен |
Спущен на воду |
Принят флотом |
«Trento» |
«CN Orlando» в Ливорно |
8.02.1925 |
24.10.1927 |
3.04.1925 |
«Trieste» |
«Stabilimente Tecnico» в Триесте |
22.06.1925 |
24.10.1926 |
21.12.1928 |
«Zara» |
«Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ла Специя |
1.08.1929 |
27.04.1930 |
10.10.1931 |
«Fiume» |
«Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ливорно |
4.04.1929 |
27.04.1930 |
11.11.1931 |
«Gorizia» |
«Stabilimente Tecnico» в Триесте |
30.03.1930 |
28.12.1930 |
20.12.1931 |
«Pola» |
«Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ливорно |
3.03.1931 |
5.12.1931 |
11.12.1932 |
«Bolzano» |
«Cantieri Ansaldo» в Генуе |
31.06.1930 |
31.08.1932 |
19.08.1933 |
«Alberico da Barbiano» |
«Navalmeccanica» в Кастелламаре ди Стабиа |
16.04.1928 |
23.08.1930 |
9.06.1931 |
«Bartolomeo Colleoni» |
«Cantieri Ansaldo» в Сестри-Поненте |
21.06.1928 |
21.12.1930 |
10.02.1932 |
«Alberto di Giussano» |
Генуя |
29.03.1928 |
27.04.1930 |
5.02.1931 |
«Giovani delle Bande Nere» |
«Navalmeccanica» в Кастелламаре ди Стабиа |
31.10.1928 |
27.04.1930 |
27.04.1931 |
«Luigi Cadorna» |
«Cantieri Riuniti dell'Adriatico» в Триесте |
19.09.1930 |
30.09.1931 |
10.08.1933 |
«Armando Diaz» |
«Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ла Специя |
28.07.1930 |
10.07.1932 |
29.04.1933 |
«Raimondo Montecuccoli» |
«Cantieri Ansaldo» в Сестри-Поненте |
1.10.1931 |
2.08.1934 |
30.06.1935 |
«Muzio Attendolo Sforza» |
«Cantieri Navali Riuniti dell'Adriatico» в Триесте |
10.04.1931 |
9.09.1934 |
7.08.1935 |
«Emanuele Filiberto Duca d'Aosta» |
«Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ливорно |
24.01.1932 |
22.04.1934 |
11.07.1935 |
«Eugenio di Savoia» |
«Cantieri Ansaldo» в Сестри-Поненте |
15.01.1932 |
16.03.1935 |
12.01.1936 |
«Giuseppe Garibaldi» |
«Cantieri Navali Riuniti dell'Adriatico» в Триесте |
20.12.1933 |
21.04.1936 |
12.041937 |
«Luigi di Savoia Duca Degli Abruzzi» |
«Cantieri Odero-Terni-Orlando» в Ла Специя |
21.12.1933 |
21.04.1936 |
10.05.1937 |
Италия начала войну, имея девятнадцать достаточно современных тяжелых и легких крейсеров и три старых корабля этого класса, использование которых по назначению было невозможно.
Тяжелый крейсер «Fiume»
Интересно отметить, что на тяжелом крейсере «Fiume» в 1935 году проводились первые испытания вертолета корабельного базирования. На корме крейсера была оборудована взлетная площадка шириной 10 метров. 3 января английский летчик Brie на вертолете марки С-30 (полетный вес с топливом - 800 кг; двигатель 140 л.с; скорость от 15 до 105 миль в час; диаметр ротора 11,3 метра, экипаж 2 чел.) при слабом ветре совершил несколько посадок и взлетов с палубы крейсера, стоящего в гавани на якоре. 5 января он проводил взлеты уже на ходу крейсера при скорости 12, 18 и 24 узла. Все они завершились успешно.
Отличительной чертой всех новых итальянских крейсеров была высокая скорость хода, которой итальянские моряки придавали громадное значение. Исходя из особенностей театра военных действий, а на Средиземном море очень велико количество дней в году с яркой солнечной погодой и хорошей видимостью, итальянское командование считало, что большинство крейсерских боев будут проходить на дальних дистанциях стрельбы. В этом случае высокая скорость собственных кораблей позволила бы им выбирать позиции для перестрелки и, как оно надеялось, предоставляла бы шансы на победу даже в случае встречи с более сильными крейсерами противника.