Оглавление

ItFl2WW009.jpg

Тяжелые крейсеры в Неаполе. На переднем плане справа «Fiume», в центре «Zara», слева «Pola»,  на заднем плане «Gorizia»

При этом огромное значение придавалось не просто высокой скорости, а весьма популярной в те годы так называемой тактической скорости, которая рассчитывалась с учетом нескольких параметров, включая коэффициенты эффективности артиллерии в различных секторах стрельбы и коэффициенты собственной защиты на различных курсовых углах. Именно этим и объясняется снижение наибольшей боевой скорости с 35 узлов у крейсеров типа «Trento» (сам «Trento», например, на испытаниях развил скорость 38,3 узла при 162 тысячах SHP, а первые крейсеры типа «Condotierri» превысили 42 узла, правда они отличались весьма слабой защитой) до 32 узлов на крейсерах типа «Zara», и в дальнейшем - новое увеличение скорости до 35 узлов у «Bolzano», строившегося для боя с более современными крейсерами. При этом на крейсерах практически не происходило изменения состава артиллерии, а также сохранялось самолетное вооружение, основной задачей которого считалась разведка и корректировка стрельбы на дальних расстояниях. На торпедное вооружение командование не возлагало особенных надежд, но, отдавая дань существующим взглядам, сохраняло его в надежде на удачное применение в ночных столкновениях: как известно южные ночи - темные. Примерно такие же идеи вкладывались и в расчеты боевых и технических данных для легких крейсеров, однако наступившая война оправдала далеко не все предположения морского командования.

Крейсерские силы итальянского флота во время войны понесли большие потери. Из семи тяжелых крейсеров ни один не уцелел.

Первыми погибли «Zara», «Pola» и «Fiume». 27-28 марта 1941 года в бою у мыса Матапан они были потоплены английскими линкорами «Barham», «Valiant», «Warspite», эсминцами «Nubian» и «Jervis» и самолетами с авианосца «Formidable».

Следующим стал «Trento», который 15 июня 1942 года был поврежден авиацией у Таранто, и вскоре добит двумя торпедами британской подводной лодки «Umbra».

10 апреля 1943 года авиацией союзников в порту Ла-Мадаленна на Сардинии был потоплен «Trieste». В июне 1949 года он был поднят итальянцами и отведен в док в Специю. Но восстановление его противоречило условиям мирного договора и он был сдан на слом. В том же налете на Ла-Мадаленну был сильно поврежден «Gorizia». Его пришлось отбуксировать в Специю для ремонта, который, естественно закончить не удалось. После капитуляции Италии он был захвачен немцами, но никак ими не использовался и был разобран после войны на металл.

После капитуляции Италии «Bolzano», находившийся в Специи, попал в руки немцев. 22 июня 1944 года британские боевые пловцы специальными зарядами повредили его настолько, что крейсер затонул прямо в гавани. После войны останки корпуса были разобраны на металл.

Легким крейсерам повезло лишь немногим больше. Из кораблей этого класса довоенной постройки войны не пережила половина. «Bartolomeo Colleoni» погиб в бою с британским крейсером «Sydney» и эсминцами «Hyperion» и «Ilex» у мыса Спада 19 июля 1940 года. Крейсеры «Alberico da Barbiano» и «Alberto di Giussano» были потоплены 13 декабря 1941 года торпедами британских эсминцев «Legion», «Maori», «Sikh» и голландского «Isaak Sweers». Крейсер «Armando Diaz» торпедирован 25 февраля 1942 года в Триполитании (побережье Туниса) британской подводной лодкой «Upright», а «Giovanni delle Bande Nere», поврежденный британскими кораблями 22 марта 1942 года в районе Мальты, был окончательно потоплен 1 апреля 1942 года в районе Стромболи британской подводной лодкой «Urge». Крейсер «Muzio Attendolo Sforza», поврежденный торпедой британской подводной лодкой «Unbroken» 13 августа 1942 года, затонул в Неаполе после новых повреждений, полученных во время бомбардировки союзниками 4 декабря 1942 года. В 1946 году при расчистке гавани он был поднят и некоторое время рассматривался как корабль для восстановления. Однако в конце концов это было признано нецелесообразным, и в начале 50-х он был разобран на металл.

ItFl2WW010.jpg

Легкий крейсер «Muzio Attendolo Sforza» и эскадренный миноносец «Ardimentoso». Август 1935 г. Ла Специя.

Шесть других крейсеров после капитуляции Италии были интернированы на Мальте и некоторое время находились под британским контролем. После окончания войны четыре из них остались в итальянском флоте. «Luigi Cadorna» некоторое время использовался как учебный корабль. В 1951 году он был разобран на металл в Таранто. В апреле 1961 года из списков флота был исключен «Luigi di Savoia Duca Degli Abruzzi». Крейсер «Giuseppe Garibaldi» после модернизации в 1957-1962 годах, служил в качестве флагманского корабля флота до исключения в январе 1972 года. В том же году закончил службу и «Raimondo Montecuccoli», долгое время использовавшийся как учебный корабль.

«Emanuele Filiberto Duca d'Aosta» и его систершип «Eugenio di Savoia», также интернированные на Мальте, после окончания войны по условиям мирного договора были переданы другим флотам. «Duca d'Aosta» 27 февраля 1949 года был передан флоту Советского Союза, переименован в «Керчь» и служил в составе Черноморского флота до 20 февраля 1959 года, когда был исключен из списков флота. «Eugenio di Savoia» в том же 1949 году передан флоту Греции, где был переименован в «Helli» и служил до продажи на слом в 1964 году.

Оглавление

Hosted by uCoz