Легкий крейсер «Emanuele Filiberto Duca d'Aosta». Экипаж построен на палубе в ожидании визита адмирала Рикарди. Вдалеке гидроавиатранспорт «Giuseppe Miraglia». Таранто, 24 марта 1942 г.
Из старых крейсеров, сохранившихся в итальянском флоте в начале войны и не годившихся для крейсерской службы, «San Giorgio», вступивший в строй флота еще 22 мая 1910 года, был взорван командой 22 января 1941 года, когда итальяно-немецкие войска уходили из Тобрука. «Taranto», бывший немецкий крейсер «Strassburg», спущенный на воду 24 августа 1911 года, вновь достался немцам после капитуляции Италии, когда он был захвачен ими в Ла Специи в полузатопленном состоянии. Его удалось поднять на поверхность, но 23 сентября 1944 года он был окончательно потоплен английскими самолетами. «Bari», также бывший немецкий легкий крейсер «Pillau», спущенный на воду 11 апреля 1914 года, был потоплен самолетами в гавани Ливорно 28 июня 1943 года, еще до капитуляции Италии. 9 сентября он был дополнительно поврежден собственным экипажем. Поэтому после захвата его немцами не представлял никакой ценности и был сразу же пущен на слом.
Помимо перечисленных кораблей к началу войны итальянский флот имел в различных стадиях строительства двенадцать легких крейсеров типа «Capitani Romani».
Крейсера этого типа, в общих чертах представляя собой смесь большого эскадренного миноносца и легкого крейсера-разведчика, обещали итальянскому флоту большие перспективы и могли бы стать весьма ценными боевыми кораблями, однако реально в боевых действиях успел поучаствовать только головной «Attilio Regolo». Еще два крейсера «Scipione Africano» и «Pompeo Magno» вступили в строй только на завершающей стадии войны и, можно сказать, только для того, чтобы успеть капитулировать. Остальные крейсера были остановлены постройкой на самых различных стадиях, причем работы на некоторые из них велись почти до самой капитуляции Италии. Часть крейсеров, готовность которых была довольно значительна, были разрушены либо самими итальянцами, либо их противниками. (Более подробно о крейсерах этой серии можно прочитать в специальном выпуске, изданном «Бриз-СПб».)
Крейсер «Duca d'Aosta» и эсминец «Bersagliere» в Наваринской бухте. Август 1942 г. Видна корма крейсера «Giuseppe Garibaldi»
Не были построены так же и еще два других крейсера, строительство которых предполагалось начать перед войной по программе 1939 года. Заготовка материалов для них уже производилась, когда в связи с началом войны было принято решение об отмене строительства в пользу более нужных кораблей. Несмотря на это, в соответствии с принятой программой крейсерам не только успели присвоить наименования - «Ammiraglio Constanzo Ciano» (по некоторым данным просто «Constanzo Ciano») и «Luigi Rizzo», - но даже успели переименовать их, по крайней мере последний, который получил новое имя «Venezia». По проекту крейсера должны были стать развитием предыдущего типа «Giuseppe Garibaldi». При 9600 т стандартного и 11800 т полного водоизмещения (официально объявлялось заниженное стандартное водоизмещение 8000 т) эти крейсера классифицировались как малые (Incrociatori minori) - в отличие от предыдущих легких (Incrociatori leggeri). Хотя ни по вооружению (10 - 152-мм орудий в четырех башнях, 8 одноствольных 90-мм 48-калиберных зениток, зенитные автоматы (в окончательном варианте 8 - 37-мм и 12 - 20-мм), два 3-трубных торпедных аппарата, 4 самолета и 2 катапульты), ни по скорости (33 узла при 115.000 SHP; 6 котлов и 2 паротурбинных агрегата) они не должны были уступать предыдущему типу «Garibaldi». А по броневой защите даже где-то превосходить их - пояс 100 мм, палуба 45 мм, лобовая броня башен 140 мм. Но, как уже говорилось, крейсера так и не были заложены на стапелях.
Название корабля |
Верфь-строитель |
Закладка на стапеле |
Спуск на воду |
Готовность |
«Attilio Regolo» |
«Cantiere Odero Terni Orlando» в Ливорно |
28.09.1939 |
28.08.1940 |
14.05.1942 |
«Caio Mario» |
«Cantiere Odero Terni Orlando» в Ливорно |
.09.1939 |
17.08.1941 |
- |
«ClaudioTiberio» |
«Cantiere Odero Terni Orlando» в Ливорно |
28.09.1939 |
- |
- |
«Scipione Africano» |
«Cantiere Odero Terni Orlando» в Ливорно |
28.09.1939 |
12.01.1941 |
23.04.1943 |
«Claudio Druso» |
«Cantieri del Tirreno» в Рива Тригозо |
27.09.1939 |
- |
- |
«Vipsanio Agrippa» |
«Cantieri del Tirreno» в Рива Тригозо |
5.10.1939 |
- |
- |
«Cornelio Silla» |
«Cantiere Ansaldo» в Генуе |
12.10.1939 |
28.06.1941 |
- |
«Paolo Emilio» |
«Cantiere Ansaldo» в Генуе |
12.10.1939 |
- |
- |
«Giulio Germanico» |
«Cantiere di Castellamare di Stabia» в Кастелламаре |
03.04.1939 |
26.07.1941 |
- |
«Ottaviano Augusto» |
«Cantieri Navali Riuniti dell'Adriatico» в Анконе |
23.09.1939 |
28.04.1941 |
- |
«Pompeo Magno» |
«Cantieri Navali Riuniti dell'Adriatico» в Анконе |
23.09.1939 |
24.08.1941 |
04.06.1943 |
«UlpioTraiano» |
«Cantieri Navali Riuniti» в Палермо |
23.09.1939 |
? |
- |