Оглавление

ItIntern002.jpg

Линейный корабль «Andrea Doria»

Предполагаемая угроза вторжения дала повод адмиралу Де Коуртену для организации срочной встречи с обоими адмиралами. Она состоялась после полудня 7 сентября в Риме. Но и тогда Де Коуртен продолжал скрывать правдивое развитие событий и причины поддержания боевой готовности на эскадрах для немедленного выхода в море. По прежнему старательно поддерживалась версия о приближении момента «последнего и решительного боя», причем Де Коуртен различными обмолвками и намеками постарался создать у адмиралов мнение, что этот момент может наступить примерно 12 сентября. Но, тем не менее, одновременно Де Коуртен обоих адмиралов предостерегал, что ожидается возможность попыток захвата кораблей итальянского флота немецкими силами. Это конечно же, вполне могло иметь место в случае капитуляции, однако причины такой возможности адмиралам не разъяснялись. Командирам соединений предлагалось принять соответствующие меры. С тем совещание и закончилось.

А следующим утром, 8 сентября, союзное командование секретным сообщением информировало итальянское правительство, что окончание боевых действий ожидается вечером этого же дня. На основании этого заявления. Де Коуртен заверил адмиралов, что флот может выйти в море основным составом уже в конце дня, однако по-прежнему не информировал их о предполагаемом перемирии и об истинных причинах «миссии».

Одновременно примерно такая же версия цели выхода кораблей в море была сообщена главнокомандующему немецкими войсками в Италии Кессельрингу. Его поставили в известность, что планируемый выход вечером 8 сентября предпринимается только лишь с «самоубийственной миссией» боя с флотом вторжения союзников. А для укрепления его в этот мнении Де Коуртен даже попросил о прикрытии с воздуха своих кораблей.

Еще до полудня 8 сентября адмирал Бергамини созвал подчиненных командиров соединений и кораблей и сообщил им, что эскадра выходит в море для атаки десантного соединения противника в Тирренском море. Он приказал держать корабли в готовности к выходу, дополнив, что они еще не в море только потому, что из Рима еще не поступил окончательный приказ о начале «акции».

Приказ из Рима, тем не менее, не приходил. Де Коуртен удерживал корабли в портах, ожидая вместо чисто формального сообщения четких и ясных сведений, подтверждающих об окончании боевых действий. Но такое сообщение пришло только в 18.30 8 сентября (по среднеевропейскому летнему времени), когда генерал Эйзенхауэр через радио Алжира официально сообщил о достигнутом соглашении и вступлении его в силу.

ItIntern003.jpg

Линейный корабль «Vittorio Veneto» вернулся в эскадру, закончив ремонт после торпедного повреждения. Таранто. Июль 1941 года.

Глава правительства Италии маршал Бадольо подтвердил сообщение только через час - в 19.45, а еще через 15 минут Кессельринг отдал немецким войскам приказ о начале «Операции Н», с целью военного захвата всей возможной территории Италии. Незамедлительно в Северной Италии было образовано фашистское республиканское правительство. Вскоре был освобожден Муссолини, содержавшийся в тюрьме в окрестностях Рима. 10 сентября был оккупирован сам Рим и вся доступная немецким войскам территория. Все итальянские войска и части флота, сомнительные в верности Германии, были разоружены, доступные немцам корабли захвачены.

В такой обстановке правительству Бадольо ничего не оставалось, как только эвакуироваться, хотя подготовка к этому началась раньше - прежде чем капитуляция Италии была публично объявлена населению страны. Предполагалось, что король Италии с семьей и некоторыми членами правительства будут переправлены из Рима в местечко Чивитавечиа (Chivitavecchia, северо-западнее Рима). Там их должны были принять на борт эсминцы «Ugolino Vivaldi» и «Antonio Da Noli», приход которых из Ла-Специи был согласован заранее. В ночь с 8 на 9 сентября корабли должны были эвакуировать всю свиту в Ла-Маддалену (La Maddalena) на Сардинии.

Как только в штабе морского командования (Supermarina) стало известно подтверждение маршала Бадольо, буквально через 10 минут, в 19.50 все кораблям и соединениям было приказано удерживаться от атак кораблей англо-американских союзников.

Отдельный аналогичный приказ был отправлен на все находящиеся в море подводные лодки, которым дополнительно сообщили, что они должны не заходя в итальянские гавани перейти на Мальту и интернироваться. И большинство лодок выполнили этот приказ. Субмарины, находящиеся на позициях в Тирренском море, перешли в Бон (сейчас Аннаба) в Алжире, а с позиций в Ионическом море - в Аугусту на Сицилии. Из этих портов почти все лодки вскоре перешли на Мальту - за исключением нескольких, судьба которых сложилась иначе.

Подводная лодка «Diaspro» из-за серьезной аварии энергетической установки ушла в Cagliari на Сардинии.

Офицеры другой подводной лодки, «Topazio», были усыплены обманчивой тишиной, которую, по их мнению, давало соглашение о прекращении огня, и проявили поразительную беспечность. 12 сентября южнее Сардинии лодка, шедшая в надводном положении, была замечена британским самолетом. Итальянцы промедлили с подачей опознавательного сигнала, в результате чего самолет произвел атаку и легко потопил лодку. Еще одна лодка также едва не стала добычей самолетов, только уже немецких. 11 сентября в 21.27 «Turchese» была атакована самолетом и тяжело повреждена. Потерявшая ход лодка 13 сентября была отбуксирована британским военным кораблем в Бон. После небольшого ремонта 6 октября британский буксир привел «Turchese» на Мальту, а оттуда 27 ноября она перешла в Италию, где и стала на капитальный восстановительный ремонт.

Оглавление

Hosted by uCoz