Оглавление

Примерно в одно время соединение было обнаружено как немецкой, так и британской авиацией. Следует отметить, что корабли шли, не имея согласованных с союзным командованием отличительных флагов, также как не были нарисованы и опознавательные знаки на носовых палубах своих кораблей. Их отсутствие оказалось малоприятной неожиданностью для командования союзников, которые в этом случае не могли прогнозировать дальнейших действий кораблей Бергамини. Но, поскольку эскадра придерживалась согласованного маршрута, союзники решили, что итальянцы не имеют враждебных замыслов и отказались от атак на них, ожидая дальнейшего развития событий.

ItIntern013.jpg

Линейный корабль «Littorio» под флагом командующего эскадрой. Середина июня 1942 г.

ItIntern014.jpg

Линейный корабль «Littorio». Лето 1942 г.

ItIntern015.jpg

Крейсер «Eugenio di Savoia»

ItIntern016.jpg

Крейсер «Raimondo Montecuccoli»

Вскоре после полудня, примерно в 12.38, когда соединение находилось несколько севернее острова Asinara (этот остров находится у северного побережья Сардинии), эскадра внезапно повернула на юго-восток и легла на курс 135 градусов - Бергамини направился в Ла Мадаллену, в соответствии со своим решением, принятым еще до выхода в море. В 13.33 эскадра вновь изменила курс на 111 градусов. В 13.40 с линкора «Roma» сообщили о наблюдении военных кораблей, стоящих на якорях в гавани Ла Мадаллена. Вскоре после этого курс соединения изменился на 65 градусов, в направлении на пролив Bonifacio.

В 14.24 Бергамини получил сообщение из Рима, из штаба морского командования (Supermarina), о том, что Ла Мадаллена занята немецкими войсками. Бергамини рекомендовали придерживаться данных ранее инструкций и следовать к берегам Африки, в Бон. В 14.45 эскадра изменила курс на обратный и далее следовала, применяя противолодочное зигзагирование.

Никто не может сейчас сказать точно, какие были дальнейшие планы у Бергамини, и чем он руководствовался в своих действиях, так как он вскоре погиб во время атак немецкой авиации.

Налет начался в тот момент, когда эскадра уже отвернула от острова Asinara. В нем участвовали самолеты специальной авиагруппы «III/KG-100», базирующейся на аэродроме Istres во Франции, в районе Марселя. Эта авиагруппа создавалась непосредственно для действий против морских целей, в ее состав входили специальные самолеты «Dornier» Do-217.K2, на вооружении которых находились специальные радиоуправляемые бомбы типа «Fritz-Х.1400» (коротко их называли «FX.1400»). Этот тип бронебойных бомб был сконструирован на базе обычной 1400-кг бомбы специально для действий против больших надводных кораблей. Снабженная небольшими крыльями и крестообразным стабилизатором бомба могла по радиосигналам наводчика-оператора с самолета в незначительных пределах изменять траекторию падения. При необходимости на бомбах укреплялась специальная аппаратура трассирования, отмечавшая при плохой видимости траекторию падения, что значительно улучшало управление бомбой.

Во время первой атаки самолетов, произошедшей в 15.10, немецкие летчики не смогли добиться ни одного попадания. Более успешным оказался второй налет в 15.50, когда был достигнут значительный успех. В 15.52 одна из управляемых бомб попала в среднюю часть линкора «Roma» с правого борта. Бомба пробила насквозь все палубы линкора, днище и взорвалась под кораблем. Через три минуты в «Roma» попала вторая такая же бомба - также в среднюю часть линкора, но уже в надстройку с левого борта. Взрыв этой бомбы в машинном отделении вызвал сильный пожар, отчего в средней части линкора выше палубы появился сильный сноп огня. Корабль резко снизил ход, а вскоре и совсем остановился. Детонация от взрыва бомбы вызвала повреждение передней переборки машинного отделения, за которой находили погреба главного калибра носовых башен. Их взрыв не заставил долго ждать.

Оглавление

Hosted by uCoz