Появление первых кораблей с торпедным вооружением в итальянском флоте, впрочем, как и в большинстве других флотов, было вызвано несколькими причинами, среди которых как основную можно выделить изученный опыт успешного боевого применения катеров, вооруженных самодвижущимися минами, - в частности, во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Этот опыт показал громадное влияние данного вида оружия на противоборствующий флот. И, как оказалось, наиболее важное значение имело здесь не столько достижение каких-либо боевых успехов, а само наличие этого оружия. Опасность, исходящая от возможности его внезапного применения, сильно сковывала действия крупных кораблей противника, оказывала влияние на их передвижения и базирование, требовала повышенной охраны при стоянке в базах, психологически действовала на личный состав кораблей.
Тем важнее этот вид оружия был для итальянского флота, с его небольшими театрами военных действий и весьма близко расположенными базами вероятных противников.
Несмотря на эти явные преимущества, итальянский флот обратил внимание на торпедные корабли позже других - только в 1882 году первые миноносцы были включены в состав флота. Это были небольшие корабли водоизмещением всего 10-14 тонн и скоростью 9-12 узлов при мощности механизмов (по одной паровой машине) до 90-100 индикаторных л.с. Они классифицировались как минные катера (Barche a vapore), наименования им не присваивались - только порядковые номера. Экипаж на всех катерах состоял из 10 человек, включая офицера - командира катера и одного специалиста-минера.
Всего флот получил 12 таких катеров четырех типов. О времени и местах их строительства данными мы не располагаем, по всей вероятности это были обычные катера, переоборудованные в 1882 году для военных целей и вооруженные каждый одной самодвижущейся миной калибра 350 мм. Их характеристики приведены в таблице.
Минные катера
Катера |
D |
L |
В |
Т |
Мощность ПМ |
1 и 2 |
14 т |
17,0 м |
2,9 м |
0,95 м |
? |
3 |
10 т |
15,9 м |
2,7 м |
0,89 м |
100 л.с. |
4-8 |
14 т |
17,0 м |
2,9 м |
0,95 м |
100 л.с. |
9 и 10 |
9,4 т |
14,6 м |
2,6 м |
0,93 м |
100 л.с. |
11 и 12 |
? |
12,2 м |
2,6 м |
0,95 м |
45 л.с. |
Как носитель катеров в 1883-1884 годах был построен специальный минный транспорт (классифицировался как транспорт 1-го класса) «America» (в начале 90-х переименован в «Trinacria»). Этот корабль водоизмещением 9207 т со стальным корпусом имел длину 134,7 метра, ширину 15,6 метра и осадку чуть меньше 8 метров (позже она увеличилась до 8,2 метра). Первоначально корабль имел паровую машину мощностью 8500 и.л.с., вращавшую один винт, и мог развивать скорость 18 узлов. Он был вооружен четырьмя 57-мм пушками Норденфельта и мог принимать на борт четыре минных катера для доставки их в район атаки. Запас угля составлял 1500 т. Экипаж составляли 265 человек.
Минный транспорт отличался красивым силуэтом и напоминал обычные для того времени пассажирские суда, имел две дымовых трубы и две мачты. И те, и другие были слегка наклонены к корме под одинаковым углом. В носовой части имелся короткий бушприт. Не удивительно, что позже (на рубеже XIX и XX веков), когда корабль утерял свою боевую ценность как носитель минных катеров, он был переоборудован в королевскую яхту. При этом на корабле были установлены 6 новых цилиндрических котлов, мощность машины уменьшилась до 6000 л.с., а скорость до 15 узлов.
Минный транспорт «Trinacria»
Примерно одновременно с вооружением катеров торпедами итальянский флот приступил к пополнению своего корабельного состава миноносцами специальной постройки. В том же 1882 году морское командование, исходя из целей и задач миноносных сил, произвело классификацию своих будущих кораблей этого класса. Было решено, что достаточно трех видов этих кораблей, не считая уже названных минных катеров. Это были морские миноносцы (Torpediniere di alto mare) и прибрежные миноносцы (Torpediniere costiere) 1-го и 2-го класса. Забегая вперед можно сказать, что в 1887-1888 годах были добавлены новые классы - минные авизо (Torpediniere aviso) и минные крейсеры (Incrociatori torpediniere).
Как и во многих других странах, итальянское морское командование на первых порах не предполагало строить миноносцы на собственных верфях, а решило накопить опыт создания миноносных сил, заказывая их за границей. Начать пополнение флота было решено с прибрежных миноносцев. Предполагалось заказать по несколько кораблей у разных фирм, а затем, проведя сравнительные испытания, сделать серийные заказы по выбранному лучшему проекту.
Для постройки кораблей была выбрана Англия, и в частности фирмы «Thornycroft» и «Yarrow», уже накопившие достаточно большой опыт строительства миноносцев. У каждой из этих фирм были заказаны по одному миноносцу примерно одинаковой величины, которая, впрочем, лишь немного превышала величину минных катеров. Когда миноносцы были построены и прибыли в Италию, они были всесторонне испытаны для определения более лучшего типа, и после этого, по результатам сравнений, была определена фирма для выдачи заказа на следующие корабли. Предпочтение было отдано фирме «Thornycroft», которая и получила несколько последовательных заказов на миноносцы суммарным числом 19 единиц. Все они имели разную величину, но по водоизмещению (за исключением одного), лишь ненамного превышали предыдущие минные катера. Паровые машины, вращавшие один винт, имели небольшую мощность, позволявшую однако кораблям, благодаря их небольшой величине, развивать скорость 17-18 узлов. Миноносцы вооружались одной или двумя трубами для 350-мм торпед, некоторые имели на вооружении 1 митральезу. Экипаж состоял из 10 человек. Все корабли, включая два первых, классифицировались в итальянском флоте как прибрежные миноносцы (Torpediniere costiere) 2-го класса.
Прибрежные миноносцы 2-го (Torpediniere costiere) класса
Миноносцы №№ |
Фирма-строитель |
D, т |
L - В - Т(нос/корма) |
Мощность ПМ л.с. |
Запас угля т |
||
м |
м |
м |
|||||
1 |
Thornycroft |
- |
24,3 |
3,0 |
- |
- |
- |
2 |
Yarrow |
25,5 |
26,2 |
3,3 |
0,88 |
420 |
0,7 |
3- 10 |
Thornycroft |
13,5 |
19,2 |
2,3 |
0.38/1,13 |
170 |
0,7 |
11 |
Thornycroft |
31,0 |
23,3 |
3,0 |
0,95 |
250 |
0,7 |
12-15 |
Thornycroft |
16,0 |
20,1 |
2,4 |
0,83 |
250 |
0,7 |
16-21 |
Thornycroft |
13,5 |
19,2 |
2,3 |
0,38/1,13 |
170 |
0,7 |