Оглавление

Практически одновременно фирмы «Thornycroft» и «Yarrow» получили заказы на более крупные корабли этого класса - предусматривалась постройка каждой фирмой по два одинаковых миноносца водоизмещением 35-40 т. Хотя разница была не столь велика (в сравнении с опытными миноносцами 1 и 2) эти корабли классифицировались уже как прибрежные миноносцы 1-го класса. После проведения сравнительных испытаний, как и в случае с миноносцами 2-го класса предпочтение было отдано фирме «Thornycroft», которой и были заказаны 30 следующих, немножко более крупных миноносцев также причисленных ко 2-му (так в тексте, по таблице и смыслу абзаца - к 1-му, прим. ВВС) классу. Все эти миноносцы также имели одну паровую машину, вращавшую один винт. Скорость на испытаниях не превышала 20-21 узел, но реальная была меньше, особенно при высокой волне и в зыбь. Вооружение составляла одна митральеза и две минных трубы для 350-мм торпед. Экипаж 11 человек, включая одного-двух офицеров.

Прибрежные миноносцы 1-го класса (Torpediniere costiere)

Миноносцы №№

фирма-строитель

D, т

L - B - Т (нос/корма)

Мощн. ПМ, л.с.

Запас угля, т

м

м

м

22

Yarrow

40

30,5

3,8

1,23

620

7

23-24

Thornycroft

35

29,2

3,3

0,91

470

7

25

Yarrow

40

30,5

3,8

1,23

620

7

26-49

Thornycroft

39

30,6

3,6

0,38/1,6

430

7

50-51

Thornycroft

39

31,0

3,6

0,38/1,6

430

7

52-55

Thornycroft

39

30,6

3,6

0,30/1,6

430

7

Однако итальянское морское командование не ограничилось строительством таких малых миноносцев. С 1886 года Италия стала заказывать более крупные, морские миноносцы. При этом для их строительства была выбрана уже немецкая фирма «Schihau», которая, как и английские «Thornycroft» и «Yarrow», стала специализироваться на строительстве миноносцев и снискала к этому времени хорошую репутацию. Миноносцы проектов «Schihau», строившиеся для разных стран, показывали хорошие результаты на испытаниях, что говорило о качестве проектов и добротности постройки. Исходя из этого, правительство Италии в течение короткого времени сделало заказы на строительство нескольких серий миноносцев, очень близких по характеристикам.

Морские миноносцы (Torpediniere di alto mare)

Миноносцы №№

фирма-строитель

D, т

L - B - Т(нос/корма)

Мощн. ПМ л.с.

Запас угля т

м

м

м

56 - 58

Schihau

79

38,8

4,8

0,98 / 2,22

1000

17

59

Schihau

79

38,8

4,8

0,98 / 2,22

1000

17

60 - 63

Schihau

79

38,8

4,8

0,98 / 2,22

1000

17

64

Schihau

79

38,8

4,8

0,98 / 2,22

1000

17

65 - 75

Schihau

79

38,8

4,8

0,98 / 2,22

1000

17

Все миноносцы имели одинаковое водоизмещение и практически не отличались размерами. Одна паровая машина и 1 винт позволяли развивать скорость 21-22 узла на испытаниях и до 20 узлов в море в обычных условиях в тихую погоду. Вооружение составляли две 37-мм пушки Норденфельта и две торпедные трубы для торпед калибра 350 мм. В состав экипажа штатно зачислялись 17 человек.

Новый толчок строительству миноносцев был придан в 1887 году. В начале этого года морской министр Италии Бенедитто Брин (Benedetto Brin), помимо прочего председательствовавший в Главном морском строительном управлении, предложил палате депутатов рассмотреть необходимость ассигнования на флот сверхсметного кредита в 85 миллионов лир (ежегодный бюджет флота в этот период составлял 110-120 миллионов лир). Обосновывал он это требование ссылкой на происходившее в то время усиление флота соседней Франции, извечного противника Италии на Средиземном море. Брин предложил растянуть выделение этой суммы на 9 лет, что позволило бы не обременять бюджет страны новыми налогами. Из этой суммы 37 миллионов Брин предлагал использовать для нового кораблестроения и еще 25 миллионов предполагались на закупку самодвижущихся мин (торпед). В случае получения этих ассигнований Брин считал возможным к 1896 году довести корабельный состав флота до следующего состояния:
-  76 (так в тексте, прим. ВВС) линейных боевых кораблей (из них 16 кораблей 1-го класса, подобных броненосцу «Italia», и 20 кораблей 2-го класса, подобных «Savoia» и «Bousan»);
-  190 минных судов (из них 12 минных авизо и минных крейсеров подобных «Folgore», 120 морских миноносцев и 58 миноносок прибрежной обороны 1-го и 2-го классов);
-  16 транспортов и посыльных судов.

Предложение морского министра было утверждено палатой практически без изменений. Более того, в проект вскоре были внесены некоторые поправки, благодаря которым выделение средств по этим статьям зачастую производилось с опережением. Благодаря этому итальянский флот получил широкие возможности для пополнения своего корабельного состава, и в том числе миноносных сил.

На фоне развернутого в это время широкого строительства минных крейсеров итальянское морское командование решило заказать серию крупных морских миноносцев (Torpediniere di alto mare) водоизмещением 110 тонн. В отступление от предыдущей практики, контракт был заключен с английской фирмой «Yarrow», строившей в это время уже и более крупные миноносцы. Заказ был выполнен без задержки, и флот Италии получил четыре больших миноносца, получившие номера 76 - 79. Они стали первыми 2-винтовыми миноносцами в итальянском флоте. В совокупности с более мощными механизмами и некоторым увеличением отношения L/B, это позволило кораблям достигнуть на испытаниях скорости 24 узла. Вооружены они были двумя 37-мм пушками (из них одна Норденфельта и одна револьверная) и двумя торпедными трубами для 350-мм торпед. Экипаж состоял из 20 человек.

Одновременно и фирме «Thornycroft» были заказаны четыре прибрежных миноносца (Torpediniere costiere) 1-го класса. Их вступление в строй позволяло довести число миноносцев этого вида до предусмотренного новой программой морского министра Брина. Новые миноносцы Thornycroft практически не отличались от предыдущих кораблей этой фирмы, построенных для итальянского флота. Некоторые незначительные изменения увеличили водоизмещение на несколько тонн. Одновальная энергетическая установка (430 л.с.), скорость (21 узел на испытаниях), вооружение (митральеза и две торпедных трубы), экипаж (11 человек) оставались такими же.

Особенно широко развернулось строительство морских миноносцев. При этом морское министерство решило не отступать от уже принятого типа фирмы «Schichau», который был признан очень удачным для итальянского флота и присущего ему театра военных действий. Вскоре были выданы заказы сразу на 40 миноносцев двумя сериями. Строительство их велось очень быстро, чему в немалой степени способствовало регулярное выделение ассигнований, в том числе и по предложенной Брином чрезвычайной программе. Несмотря на то, что один из кораблей этой серии (№ 105) вскоре погиб в результате катастрофы, итальянский флот настолько утвердился в этом типе миноносцев, что продолжил эту серию еще на тридцать единиц. При этом за строительство миноносцев, при непосредственном участии специалистов немецкой фирмы, взялись итальянские верфи, ведущее место среди которых заняла фирма «Pattison, С. & Т.Т.» в Неаполе. Благодаря их совместным усилиям к середине 90-х годов нумерация морских миноносцев была доведена до 154 (в ряде справочников указывается только 151 или 153). При этом все корабли строились по практически неизмененному проекту той же фирмы «Schichau» - лишь незначительно увеличилось водоизмещение и изменились главные размерения. Современные этим кораблям источники сообщают о увеличении скорости на испытаниях до 22-23 узлов, что, вероятнее всего, далеко не всегда соответствовало действительности, так как мощность энергетической установки на новых миноносцах практически не увеличилась.

ItMinHst002.jpg ItMinHst003.jpg
Прибрежный миноносец 1-го класса постройки «Schichau» Итальянский морской миноносец постройки «Schichau»

Оглавление