Оглавление

ItMinHst029.jpg ItMinHst030.jpg
Эскадренный миноносец типа «Alcione» Эскадренный миноносец «Airone»
ItMinHst031.jpg ItMinHst032.jpg
Эскадренный миноносец типа «Cigno» Эскадренный миноносец «Gabbiano»

Фирма «Pattison» в Неаполе, как и ранее, строила свои миноносцы быстрее, чем «Odero». 9 мая 1906 года на воду сошел головной в серии «Cigno», а затем до конца году были спущены на воду «Cassiopea», «Calliope» и «Clio», а в следующем году оставшиеся «Canopo» и «Centauro». Все двенадцать миноносцев вошли в строй итальянского флота до конца 1908 года, а в следующем 1909 году флаги подняли также миноносцы «Calipso» и «Climene», заказанные дополнительно у фирмы «Pattison» и спущенные на воду в 1908 году. Эти два миноносца получили нефтяное отопление котлов и, в связи с этим, были выделены в отдельную серию, хотя это было их единственное отличие.

Миноносцы (Torpediniere) типа «Cigno»

Водоизмещение

 216 -220 т

Длина, ширина, осадка

50,1 х 5,3 х1,74 (ср)/ 2,4 (нб)м

Механизмы (2 винта)

ВПМ тройного расширения

Котлы

2 типа Thornycroft

Мощность механизмов и скорость:

 

контрактная

2900 л.с. = 26,0 уз.

на испытаниях для типа «С» (угольные)

3260 л.с. = 27,2 уз

на испытаниях для типа «С» (нефтяные)

3183 л.с. = 26,0 уз.

Запас топлива

40 т угля или 30 т нефти

Экипаж

34-35 чел. (на «Calipso»и «Climene» 33 чел.)

В этот период итальянский флот получил еще один миноносец, который несколько выпадал из общего ряда построенных в Неаполе и Сестри-Поненте. Как видно из выше сказанного, все итальянские миноносцы, как, впрочем, и эсминцы, строились частными верфями по их собственным проектам. Участие флота выражалось в отработке тактико-технических заданий к проекту и незначительной совместной работе по проектированию. Тем не менее, в 1905-1906 годах флот разработал и собственный проект миноносца, по которому в 1906 году был заказан и в 1907 году спущен на воду один корабль. Построила его казенная верфь ВМС в Специи. В том же 1907 году миноносец вошел в строй флота. Этот миноносец, названный «Gabbiano», по величине был гораздо меньше предыдущих и первоначально был классифицирован как прибрежный миноносец 1-го класса. Он был вооружен двумя 37-мм пушками и тремя однотрубными 457-мм торпедными аппаратами. Позже один из аппаратов был снят с корабля, (эти сведения подтверждается не всеми источниками). При выдаче заказа флот потребовал от верфи получения скорости всего 22,5 узла - эти явно заниженные требования, по всей вероятности, были сделаны для поднятия престижа государственных верфей, так как еще на этапе проектирования от корабля ожидалась скорость не меньше 25 узлов.

Миноносец (Torpediniere) «Gabbiano»

Водоизмещение 162 т
Длина, ширина, осадка 48,46х 5,33 х 1,68 (ср) / 2,29 (нб) м
Механизмы (2 винта) ВПМ тройного расширения
Котлы 2 типа Normand
Мощность механизмов и скорость:  
контрактная 2000 л.с. = 25,0 уз.
на испытаниях 2200 л.с. = 26,0 уз.
Запас топлива 18 т нефти
Экипаж  27 чел.

Возможно, что именно этот миноносец сыграл знаменательную роль в истории этого класса кораблей в итальянском флоте. Во всяком случае, следует отметить, что «паттисоновские» корабли серии «Cigno» стали последними итальянскими морскими миноносцами в их классическом виде того периода. Строившиеся после них номерные миноносцы были гораздо меньше, приближаясь по величине к «Gabbiano». И хотя их некоторое время также относили к морским миноносцам, задания, которые ставились при создании их проектов, были гораздо шире тех задач морского миноносца (Torpediniere di alto mare), которые были заложены в него в период образования этого класса кораблей в итальянском флоте.

Примерно в этот период итальянский флот начал проводить полную реорганизацию, которая, естественно, коснулась и миноносных сил. Помимо уже сформировавшегося класса эсминцев (Cacciatorpediniere) сохранился также класс миноносцев, который был разбит на четыре группы:
- морские миноносцы (Torpediniere di alto mare), в которые были зачислены все миноносцы, начиная с серии «Saffo»;
- прибрежные миноносцы 1-го класса (Torpediniere costiere) - миноносцы «Gabbiano», «Pellicano», «Condore» и пять бывших минных авизо «Aquilla»;
- прибрежные миноносцы 2-го класса (Torpediniere costiere) -  все сохранившиеся бывшие морские номерные миноносцы проекта «Schihau»;
- прибрежные миноносцы 3-го класса (Torpediniere costiere) -  все сохранившиеся бывшие прибрежные номерные миноносцы различных проектов (в основном «Thornycroft»).

Почти все минные крейсеры, еще находившиеся в строю флота, но уже утратившие к этому времени свое боевое значение в качестве торпедоатакующих кораблей, были переоборудованы в минные заградители. Только три, наиболее современных крейсера «Caprera», «Agordat» и «Coatit» некоторое время числились как торпедные канонерские лодки, но и они затем были перестроены в заградители.

Оглавление

Hosted by uCoz