Оглавление

«Graudenz» - головной крейсер немецкого кайзеровского флота в серии из двух кораблей. Их проект был разработан в проектным бюро военного морского ведомства в 1911 году на основе базового проекта 1909 года «Magdeburg». В соответствии с программой военного строительства было решено построить два крейсера этого типа - они получили бюджетные названия «Ersatz «Prinzess Wilhelm» и «Ersatz «Irene» и после вступления в строй должны были заменить крейсера, соответствующие их именам замены. По готовности они могли бы составить полное соединение с крейсерами предыдущей серии проекта 1910 года, которая также состояла из двух кораблей -«Karlsruhe» и «Rostock». Заказы на строительство были выданы правительственной верфи «Kaiserliche Werfl» в Киле (строительный номер 36) и частной верфи «A. G. Weser» в Бремене (строительный номер 197). Во время спуска на воду крейсера соответственно получили имена «Graudenz» и «Regensburg».

Головной «Graudenz» был заложен в 1912 году, спущен на воду 25 октября 1913 года, а в строй вступил сразу после начала войны -10 августа 1914 года. «Regensburg», спущенный на воду 25 апреля 1914 года, достраивался с небольшим отставанием, и был принят флотом 3 января 1915 года.

Стальной корпус крейсеров собирался по продольной системе набора с усиленными продольными связями. Внутреннее пространство делилось на 17 водонепроницаемых отсеков. На протяжении 47 % корпуса было устроено двойное дно.

Первоначальные характеристики крейсеров были следующими:

Водоизмещение нормальное 4912 т
Водоизмещение полное  6382 т
Длина между перпендикулярами 139,0 м
Длина наибольшая 142,7 м
Ширина по КВЛ 13,8 м
Осадка расчетная при норм, водоизмещении 6,08 м
Осадка фактическая при норм, водоизмещении 5,75 м
Высота борта по миделю  8,53 м

Корпус крейсеров имел легкое бронирование, которое не отличалось от кораблей базового проекта («Magdeburg»). На протяжении отсеков энергетической установки корпус прикрывался вертикальной бортовой броней толщиной 60 мм. В носовой части борт прикрывался более тонкими 18-мм стальными броневыми листами. Бронированная палуба имела толщину 20-40 мм со скосами к борту 40-60 мм. В носовой части имелась специальная поперечная переборка, усиленная 40 мм листами из броневой стали. Предназначалась она для предотвращения распространения воды из носовой части в случае ее повреждения от мин или при столкновении. Соответственно она носила название Kollisionschott. Помимо корпусной брони борта и палубы боевые погреба прикрывались специальными защитными экранами толщиной 20 мм. Броней прикрывалась также боевая рубка (100 мм - вертикальная и 20 мм - крыша) и орудийные щиты (50 мм). Во время войны легкое бронирование (30 мм) получили также артиллерийские дальномерные посты.

Энергетическая установка крейсеров состояла из двух турбинных агрегатов типа «Marine» (конструкции немецкого морского ведомства), вращение от которых передавалось на два 3-лопастных винта диаметром 3,5 метра. Турбины получали пар от десяти 2-топочных угольных и двух двойных (всего 4 форсунки) нефтяных котлов «Marine». Рабочее давление пара составляло 16 ат. Турбины размещались в двух отсеках, разделенных продольной переборкой по диаметрали. Котлы размещались в четырех отсеках, причем дымоходы двух первых были объединены в одну трубу, а двух других - выходили в отдельные трубы.

По проекту, расчетная мощность механизмов равнялась 26 тысяч SHP, однако фактическая несомненно оказалась больше. О результатах испытаний не имеется достоверных сведений, так как они в связи с военным временем были засекречены. Однако по опыту предыдущих серий можно судить, что фактическая мощность механизмов не могла быть меньше 35 тысяч SHP. Например, на крейсерах типа «Magdeburg» фактическая мощность на испытаниях составила 33-35 тысяч, а типа «Karlsruhe» - 37-40 тысяч. Причем на них также расчетная мощность равнялась 25-26 тысяч SHP. Примерно тоже можно сказать и о скорости крейсеров, которая по проекту равнялась 27,5 узлов, но реально наверняка оказалась выше - 28, а то и 29 узлов. Управлялся крейсер одним полубалансирным рулем обычного «крейсерского» типа.

О ресурсах топлива и дальности плавания имеются более точные сведения. Крейсера брали на борт 380 т угля и 100 т жидкого топлива при нормальной загрузке и, соответственно, 1280 и 375 тонн при полной боевой нагрузке. По расчетам полный запас топлива позволял идти со скоростью 25 узлов около 1000 миль, а экономическим ходом 12 узлов - до 5500 миль.

Крейсера имели достаточно мощную электроэнергетическую установку - 2 турбодинамо и 1 дизель-генератор с общей мощностью 260 кВт.

.Первоначальное вооружение крейсеров включало 12 105-мм/45-калиберных орудий с дальностью стрельбы 122 гектометра (12,2 км). Запас снарядов составлял 1800 выстрелов. Иной артиллерии не имелось, но в районе носовой надстройки в подводной части были устроены два 500-мм торпедных аппарата, для которых имелось 5 торпед.

Крейсера этого типа стали последними в немецком флоте с 105-мм калибром артиллерии. Еще до начала войны для немецких моряков становилось очевидным, что этот калибр слишком мал для нормального сражения с новыми британскими крейсерами и эсминцами. Опыт первых боевых действий доказал эти предположения со всей полнотой. Поэтому «Graudenz», как и многие другие корабли подобного класса, прошел перевооружение в 1915 году на той же самой верфи, где был построен. В новом виде он получил более достойный для крейсера калибр - семь 150-мм/45-калиберных орудия с дальностью стрельбы 176 гектометров (запас снарядов на 980 выстрелов) и два 88-мм/45-калиберных орудий с возможностью стрельбы по аэропланам. В дополнение к двум торпедным аппаратам на палубе в средней части были установлены два поворотных аппарата такого же калибра. Интересно отметить, что однотипный «Regensburg» прошел такое же артиллерийское перевооружение (на той же верфи, что и «Graudenz»), но уже в 1917 году, то есть с учетом более обширного опыта войны. И при этом он получил не два, а четыре поворотных аппарата, и, к тому, возможность брать на борт 120 мин заграждения. При этом подводные аппараты на нем были удалены, а громадные торпедные помещения, слишком опасные в случае их затопления, были разделены на несколько небольших.

Штатный экипаж состоял из 21 офицера и 364 унтер-офицеров и матросов, но в случае выполнения функций флагманского корабля (а это было предусмотрено при проектировании) личный состав увеличивался на 17-20 человек.

В целом же, «Graudenz» и «Regensburg» были хорошими мореходными кораблями с вполне удовлетворительной маневренностью и поворотливостью. Крейсера хорошо вели себя в плохую погоду, но при волнении и большой зыби теряли в скорости почти 60%, а из-за высокого надводного борта в сильный ветер достаточно заметно уваливались на подветренный борт и сильно дрейфовали.

Вступив в строй в начале войны, «Graudenz» уже в конце 1914 года принял участие в боевых действиях флота Открытого моря. 2-3 ноября он в составе разведывательного отряда адмирала Хиппера участвовал в набеговой операции против Ярмута, а 15-16 декабря - против Скарборо и Хартпуля. 23-24 января он также выходил в море в составе сил Хиппера и участвовал в бою у Доггер-банки. В сражении у Скагеррака «Graudenz» не участвовал, но его систершип «Regensburg» в качестве лидера эсминцев водил в атаки миноносные флотилии. После Скагеррака активность немецкого флота несколько уменьшилась, но для крейсеров работы не убавилось. Они по-прежнему часто выходили в море, занимаясь по большей части обеспечением боевых операций легких сил. В частности, «Graudenz» с 1916 года являлся флагманским кораблем легких сил немецкого флота.

Оглавление

Hosted by uCoz