Оглавление

ItModGer003.jpg

«Graudenz» в 1915 году

ItModGer004.jpgItModGer005.jpg

«Graudenz» в 1917 году, после перевооружения

ItModGer006.jpg

«Regensburg» в 1917 году

После заключения перемирия оба крейсера, как и другие не подлежащие интернированию корабли бывшего кайзеровского флота, были включены в состав Reichsmarine - послевоенного флота «новой» Германии. Однако, в соответствии с мирным договором оба крейсера попали в число кораблей, подлежащих разделу флота между странами победительницами. 10 марта 1920 года они были исключены из списков флота и получили соответствующие обозначения - «корабль для репатриации «Е» - «Graudenz», и «корабль для репатриации «J» - «Regensburg». Оба корабля были переведены в Шербур, где и переданы иностранным экипажам: крейсер «Е» 1 июня 1920 года - итальянцам, а крейсер «J» 4 июня 1920 года - французам. Последний вскоре был переименован в «Strasbourg», и в 1940 году, уже в качестве небоевого корабля, в Лориане был захвачен немцами и в 1944 году был затоплен на мелководье с целью прикрыть своим корпусом входы убежищ подводных лодок от авиационных торпед.

«Graudenz» до Второй мировой войны не дожил. Переданный 1 июня 1920 года представителям итальянского военного флота, он ровно через два месяца, 1 августа, был зачислен в состав итальянского Marina Regina в качестве корабля-разведчика (Esploratori) под именем «Ancona» (Анкона - морская гавань в Адриатике, игравшая важную роль в морских военных операциях). Еще через два месяца, 2 октября 1920 года, корабль покинул Шербур и 23 октября прибыл на правительственную верфь в Таранто для проведения модернизационных работ. На заводе крейсер находился довольно долго, так как объем работ оказался велик. Итальянцы считали крейсер еще достаточно боеспособным, но хотели подвести его под собственные стандарты, приемлемые для своего флота. Кроме того, после проведения переделок корабль прошел длительные испытания.

Основной объем переделок заключался в изменении паропроизводящей установки и замене вооружения.

Итальянцы, как и немцы, не располагали собственными крупными нефтедобывающими предприятиями. Поэтому на случай войны им также приходилось делать большие запасы корабельного жидкого топлива. В то же время, в отличие от немцев, они не имели и крупных угольных месторождений. Поэтому перед ними не вставало вопроса выбора, как у немцев, между угольным топливом, пусть и не слишком удобным, но зато всегда имевшемся под рукой, и жидким топливом, хоть и более выгодным, но зато весьма дефицитным и труднодоступным в военное время. Всегда стремившиеся к достижению высоких скоростей итальянские моряки и в этот раз не отступили от своих принципов и попытались максимально приблизить крейсер к своим взглядам на морскую войну.

Стремясь избежать значительных переделок в котельных отсеках, на корабле было решено оставить прежнее число котлов. Но если в немецком флоте  корабль из двенадцати котлов имел десять с угольным отоплением и два с нефтяным, то в итальянский флот он вступил с шестью котлами нефтяного отопления и шестью смешанного угольно-нефтяного отопления. Рабочее давление пара не изменилось (16 ат. = 85 psi).

Соответственно значительно изменился и запас топлива. Итальянцы посчитали прежние параметры недостаточными и выделили под топливные бункеры ряд дополнительных отсеков. После модернизации запас топлива при нормальном водоизмещении увеличился до 750 тонн угля и 590 тонн нефти (в первоначальном виде - 380 и 100 тонн), а при полном водоизмещении до 900 тонн угля и 1520 тонн нефти (ранее - 1280 и 375 тонн). Точных сведений о дальности плавания после переделки нет и поэтому трудно судить о ее увеличении. Однако, при всех допущениях, можно предположить что слишком уж сильного изменения не произошло. Главным образом из-за того, что громадная часть дополнительного запаса топлива уходила на восполнение мощности сильно изношенных, а потому малоэффективных главных механизмов, замена которых не производилась.

В отношении артиллерии переделки не были столь большими. Артиллерия крейсеров итальянцев вполне устраивала, так как вместе с крейсером был получен и большой запас снарядов. Итальянцы ограничились зачислением орудий на вооружение в своей классификации - 149-мм/43-калиберное орудие. И поменяли позицию лишь одного орудия - №.6 было перенесено с кормовой надстройке (возвышенно над орудием №.7) на «центральную» позицию за третьей дымовой трубой. При этом оттуда были удалены два 88-мм зенитных орудия.

Оглавление