140-мм орудия на всех 5500-тонниках, а также установки N-1 и N-4 на "Yubari" были смонтированы на одноствольных лафетах, прикрытых броневыми щитами. Все эти орудия наводились и заряжались вручную.
Спаренные орудийные установки N-2 и N-3 на "Yubari" представляли собой башенноподобные лафеты (Но-shitsu) типа A" ("A-type" - "Ко shiki"). Вес такой установки составлял 36,48 тонн. Лобовой лист бронезащиты имел толщину 10 мм. Установка наводилась на цель силовым приводом, но было возможно и ручное наведение, для чего требовалось усилие двух человек Скорость разворота установки с механическим приводом 4 град. в секунду в горизонтальной плоскости, скорость возвышения 6 град.в секунду.
Башенноподобная установка была разработана специально для крейсеров-разведчиков проектов 1916 и 1918 годов. Кроме "Yubari" они устанавливались на плавбазы подводных лодок "Jingei" и "Chogei", а также на минный заградитель "Okinoshima".
Именно эта установка послужила прототипом для башенных орудий эскадренных миноносцев "Special type'' - проекта (впоследствии тип "Fubuki").
Подача боевых припасов к одноствольным орудийным установкам производилась посредством независимых от орудийных установок цепных подъемников совкового типа, подающих как снаряды, так и заряды, из погребов на верхнюю палубу.
Спаренные установки, хотя и не были башнями (turrets - hoko) в полном значении этого слова, но имели центровую подачную шахту для снарядов и зарядов, однако непосредственно к подъемным лоткам шахты боезапас подавайся такими же цепными подъемниками.
Все перемещения снарядов от и к подъемникам и орудиям, как и заряжание последних, осуществлялось вручную. Орудия заряжались на любом угле возвышения - от -7 до +25 или +30 градусов.
На 5500-тонниках подача боезапаса к орудиям, особенно к бортовым у носовой надстройки и орудию N-5 в диаметральной плоскости, была затруднена удалением подъемников от установок, что безусловно сказывалось на темпе стрельбы. На "Yubari" этих недостатков удалось избежать концентрацией всех орудий в двух батареях в носу и корме.
ОБЫЧНЫЙ СНАРЯД (Capped Common Shell): | УЧЕБНЫЙ СНАРЯД (Exercise Shell): |
ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ СНАРЯД (Star Shell): |
|
Тип снаряда |
13 Nendo Shiki l.Go |
? | ? |
Тип взрывателя (22) |
3 Nendo Shiki l.Go |
? |
двойного действия на 30/50 сек. |
Тип заряда (порох) (23) |
обычный (COMMON) 50C.2; 40C.2; 37DC |
мелкий (Reduced) 50С.2; 40С.2; 35С.2; 37DC |
легкий (Light) 20С.2 |
Система центральной наводки ("Follow the Pointer" system) для угла возвышения и поворота 140-мм орудий и на "Yubari" и на 5500-тонниках была одинакова. В состав системы входил пост центральной наводки (Central Fire Director) типа "13" ("Hoiban 13 Nendo Shiki"), который располагался наверху треногой мачты (24). Съемные 2,5-метровые дальномеры могли устанавливаться в передней части мостика и на его крыльях на крейсере "Yubari", а на 5500-тонниках - над рулевой рубкой и между второй и третьей дымовыми трубами.
80-мм артиллерийская система была разработана в 1914-1915 годах для использовании против аэропланов. Орудие было принято на вооружение 4 февраля 1916 года, как "40-калиберное 3-дюймоиое орудие с большим утлом возвышения" ("High elevation gun" - "Dai gyokaku ho"). 5 октября 1917 года оно было переклассифицировано в "80-мм 40-калиберное орудие с большим углом возвышения" ("High angle gun" - Kokaku ho". Еще раз орудие было переклассифицировано 29 марта 1920 года и получило обозначение "80-мм/40-калиберное орудие" типа "3 Nendo Shiki kokaku ho".
Конструкция |
моноблок (Mk.VIII) с вертикальным скользящим затвором |
Длина наибольшая |
3,2 м |
Вес орудия |
600 кг |
Число нарезов |
21 |
Длина зарядной каморы |
0,39 м |
Объем зарядной каморы |
2,1 л |
Вес снаряда |
5,99 кг |
Вес снаряда с зарядом в латунной гильзе |
9,43-10,22 кг |
Начальная скорость снаряда |
670 м/сек. |
Максимальное давление в канале ствола |
23 кг/кв.мм |
Живучесть ствола |
1200-2000 выстр. |
Скорострельность по проекту |
13-18 выстр./мин. |
Скорострельность максимальная |
13-18 выстр/мин. |
Максимальная дальность стрельбы по горизонту |
10.800 м |
Максимальная досягаемость по высоте |
6800 м |
Оптимальная досягаемость по высоте |
5300 м |
Максимальный угол возвышения | +75 град. |
Максимальный угол снижения | -5 град. |