80-мм зенитные орудийные установки имели одноствольную палубную конструкцию Прислуга орудия щитом не прикрывалась. Общий вес установки с орудием - 3,4 тонны
Орудие обслуживалось вручную, в том числе вертикальное и горизонтальное наведение, а также заряжание. Максимальная скорость возвышения вручную - 7 град/сек. Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости вручную - 11 град/сек.
Заряжание производилось при любом угле возвышения ствола, при этом установка взрывателя снаряда производилась в момент заряжания.
СНАРЯДЫ. Имелось несколько видов снарядов (патронов) для 80-мм орудий. Их можно разделить на две группы:
- Обычный (Common shell) типа "3 Go";
- Учебный (Exercise shell) типа "3 Go";
- Трассирующий (Tracer shell). Эти три типа снарядов снабжались порохом 20С.2. Снаряд обычного типа имел головной взрыватель типа "5 Nendo Shiki";
- Шрапнель (Shrapnel shell);
- Пристрелочный (Marker shell);
- Учебный (Exercise shell). Эти три типа снарядов снабжались порохом
10С.2. Они имели временной взрыватель на 30 сек. двойного действия.
ЗАРЯДЫ. Латунные гильзы, снаряженные порохом 20С.2 (обычный заряд - Common) или 10С.2 (легкий заряд - Light) для всех типов снарядов.
5500-тонные крейсера типа "Kuma" имели спаренные аппараты для торпед 533-мм калибра. Торпеды обозначались "6 Nendo Shiki" и были приняты на вооружение в 1917 году. Торпеды выстреливались из аппаратов сжатым воздухом. Сами же аппараты имели ручной и электроприводы для поворота в горизонтальной плоскости и возможность ручного заряжения.
Более поздние 5500-тонные крейсера типа "Nagara" и "Naka", а также крейсер "Yubari" получили на вооружение новые аппараты для торпед 610-мм калибра.
На крейсерах описываемых типов применялись спаренные торпедные аппараты без щитового прикрытия - так называемого типа "8 Nendo Shiki". Эти аппараты были приняты на вооружение в 1919 году.
Стрельба производилась сжатым воздухом. Поворот в горизонтальной плоскости мог осуществляться посредством электропривода, но с возможностью ручного разворота. Это же можно сказать и о заряжании - оно было возможно также вручную или с помощью специального механизма с электроприводом.
На "Yubari" благодаря расположению аппаратов в диаметральной плоскости была возможно стрельба на оба борта, а поворот соответственно на 360 градусов.
610-мм торпеда была принята на вооружение 27 марта 1920 года как тип "8 Nendo Shiki 61-cm. gyorai" первая модель (1 Go). Торпеды этого типа производились в Сасебо. Вскоре их сменили усовершенствованные торпеды (модель 2 Go), изготовление которых было налажено в Куре.
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ЯПОНСКИХ ТОРПЕД ОПИСЫВАЕМОГО ПЕРИОДА.
Тип торпед |
"8 Nendo Shiki" 610 мм |
"6 Nendo Shiki" 533 мм |
|
Модель |
1 Go |
2 Go |
|
Принята |
1920 |
1921 |
1917 |
Длина общая |
8,415 м |
8,415 м |
6,840 м |
Вес общий |
2215 кг |
2362 кг |
1432 кг |
Вес боевой части |
300 кг |
346 кг |
203 кг |
Механическая установка |
4-цилиндровая радиальная (вариант Шварцкопфа) |
2-цилиндровая двойного действия (вариант Уайтхеда) |
|
Давление в системе сжатого воздуха |
181 кг/кв. см |
195 кг/кв. см |
175 кг/кв. см |
Дальность хода при указанной скорости |
18.000(27) м |
20.000(27) м |
15.500(27) м |
? |
15.000(32) м |
10.000(32) м |
|
10.000(37) м |
10.000(38) м |
7.000(37) м |
Благодаря меньшему водоизмещению крейсер "Yubari" был способен развить ту же наибольшую скорость что и 5500-тонники, хотя мощность нового крейсера составляла всего лишь 65% от мощности его предшественников. Силовая установка "Yubari" имела в своей основе установку эскадренного миноносца типа "Мinekaze" (проект "F-41"). Эсминцы этого типа имели по 4 котла. Мощность механизмов (2 турбоагрегата) составляла 38.500 л.с. на двух валах.