Крейсер "Yubari" имел 8 котлов и 3 турбоагрегата, каждый из которых развивал мощность на валу 19.250 л.с. Турбины проекта "Kansei Honbu" были скопированы с турбин Парсонса. Они состояли из одной 1 турбины высокого и одной низкого давления (турбины экономического хода не было). Крейсерская скорость обеспечивалась двухступенчатым устройством главней турбины.
На испытаниях 5 июля 1923 года "Yubari" достиг максимальной скорости 34,8 узлов, (вместо 35,5 узлов по проекту) при мощности 57.990 л.с. Недобор скорости объяснили превышением нормального водоизмещения на испытаниях на 420 тонн.
8 котлов располагались парами в трех котельных отделениях (во втором КО стояли 4 котла, прим. ВВС), при этом носовая пара имела смешанное отопление, остальные - нефтяное. Первоначальным замыслом предусматривались две дымовые трубы, по одной на каждые 4 котла. Однако, по совету капитан-лейтенанта Фудзимото для уменьшения завихрения газов и сажи вокруг мостика носовую трубу отогнули в корму и соединили со второй. Вскоре после окончания постройки корабля эта общая труба была увеличена на 2 метра в высоту, чтобы избавиться от воздействия горячих газов на пост центральной наводки на больших скоростях.
Проект "Yubari" впервые имел ряд характерных
отличительных черт, неоднократно повторенных на всех последующих проектах
японских крейсеров:
- Изогнутая линия форштевня с сильно подрезанным основанием.
- Объединенная со вторым дымоходом носовая труба.
- Отсутствие наружной обшивки за броневым поясом, а также включение сортовой и палубной брони из стали NVNC в общую конструкцию корпуса, что существенно увеличило продольную прочность корабля.
- Каюты офицеров размещены под носовой надстройкой и в носу корабля. На всех предшествующих проектах (например на 5500-тонных) каюты комсостава размещались в корме. Кубрики личного состава, которые на 5500-тонных крейсерах располагались
в носовой части и над котлами (слишком жарко?), на "Yubari" опущены вниз - ниже кладовых, вследствие чего в
носу появилась третья нитка иллюминаторов в отличие от двух на 5500-тонниках. Однако эта нижняя жилая палуба отнюдь не способствовала нормальному обитанию из-за постоянно присутствующей сырости.
- Броневые колосники над броневой палубой.
- Башенноподобная конструкция надстройки для сосредоточения средств кораблевождения, связи и управления огнем. Помещения командира и каюты старших
офицеров, а также их служебные помещения были размещены в нижнем ярусе надстройки.
Эффективность внедрения конструктивного принципа Хирага в отношении прочности корпуса и мореходности корабля выявилась в ходе испытании "Yubari". Фактическое водоизмещение готового корабля превысило проектное нормальное на 419 тонн, что составляло около 14%. В практике проектирования японских малых кораблей перегруз по водоизмещению до 5% считался нормальным и в большинстве случаев он оставался в пределах этою лимита. Например, на крейсерах в 5500 тонн типа "Kuma" перегрузка составляла 80 тонн (5580 вместо 5500 тонн) или всего 1,5%, но уже на крейсерах типа "Naka" она достигла 305 тонн (5900 тонн против 5595 проектных) или 5,5%. На "Yubari" 419 тонн перегруза в нормальном водоизмещении (при 1/4 запаса топлива) привели к росту осадки почти на 0,3 м. При 2/3 запаса топлива она еще более возрастала, уменьшая надводный борт (если измерять от ватерлинии) приблизительно с 3,66 метра до 3,05 метра. Это приводило к тому, что иллюминаторы третьего ряда (кубриков команды) оказывались на уровне ватерлинии Кроме того, большая осадка погружала транец кормы ниже ватерлинии, увеличивая тем самым сопротивление и уменьшая скорость корабля.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТОВ "YUBARI" И "KUMA".
"Yubari" |
"Kuma" |
|
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ ( * ) : |
|
|
нормальное по проекту |
3141 ts |
5500 ts |
нормальное фактическое |
3560 ts |
5580 ts |
стандартное по проекту |
2890 ts |
5100 ts |
ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ ПО ГОТОВНОСТИ: |
||
корпус |
1276 ts / 31,3% |
2510 ts / 38,3% |
бронирование |
349 ts / 8,6% |
221 ts / 3,4% |
механическая установка |
1057 ts / 25,8% |
1630 ts/ 24,9% |
вооружение |
330 ts / 8,1% |
444 ts / 6,8% |
устройства и системы |
375 ts / 9,2% |
527 ts / 8,0% |
ВСЕГО (стандартное) |
3387 ts / 83,1% |
5332 ts / 81,5% |
топливо и масло (2/3) |
642 ts / 15,8% |
1140 ts / 17,4% |
питательная воде (2/3) |
46 ts / 1,1% |
78 ts / 1,2% |
ВСЕГО (на испытаниях) |
4075 ts / 100% |
6550 ts / 100% |
РАЗМЕРЫ КОРПУСА (по чертежам): |
||
длина наибольшая по проекту |
138,900 м |
162,154 м |
длина между перпендикулярами |
132,588 м |
152,400 м |
длина по ватерлинии |
136,500 м |
157,800 м |
ширина наибольшая |
12,040 м |
14,173 м |