После завершения постройки крейсера имели на вооружении шесть 200-мм 50-калиберных орудий типа "50-cal. 3 Nendo Shiki 20-cm.Gun". Орудия размещались в трех башенных установках модели "С", спроектированных инженером С. Хада (Engineer C. Hada) и принятых на вооружение в 1926 году. Установки позволяли устанавливать орудие под углом к горизонту до 40 градусов, обеспечивая при этом максимальную дальность стрельбы до 26,7 км. Лафет орудия был оборудован гидравлическими откатными цилиндрами (recoil cylinders) и пневматическими поршнями (run out rams) для возврата орудий в положение "для стрельбы". Расстояние между стволами составляло 1,9 метра.
Вращающаяся часть башенной установки разделялась на два отделения: собственно сама орудийная башня (gunhouse) и подбашенное помещение (power room - помещение приводов), представлявшее собой погруженную внутрь корпуса и доходящую до двойного дна шахту, вращающуюся вместе с башней.
Наружный диаметр роликового погона вращения (turret roller path) равнялся 5,029 метра. Общий вес вращающейся части установки вместе с орудиями составлял около 157 тонн.
Орудийная башня защищалась 25-мм броневыми листами из высокоупругой стали НТ (high-tensile steel). Броня навешивалась на лобовой части башни, по бокам, сзади и на крыше.
Технические характеристики башенной установки модели "С" почти не отличались от таковых установки модели "D", которые применялись на крейсерах типа "Муоко" (описанние будет помещено в следующей части). Если не считать небольшие различия в конструкции самой башни, наиболее важное отличие состояло в том, что снарядные отделения и зарядные погреба размещались на одном уровне, ниже баталерной палубы (storedeck).
Применение двухорудийной башни модели "С" вмсто одноорудийной полубашни модели "А" позволило увеличить дальность стрельбы и скорострельность (теоретически до 5 выстрелов в минуту, но практически при максимальном возвышении только 2/3 выстрела в минуту). Улучшились условия обслуживания установки, от прислуги теперь требовалось гораздо меньше грубой физической силы. С другой стороны замена, увеличила водоизмещение корабля почти на 126 тонн, что для крейсера оказалось весьма ощутимо. К тому же, после стрельбовых испытаний выяснилось, что корпус и палуба в районе кормовой артустановки необходимо усилить.
Основу зенитного вооружения крейсеров составляли четыре одноствольных установки зенитного огня модели "В Gata 12-cm.HA" с 45 калиберными 120-мм зенитными орудиями "10 Nendo Shiki". Установка была разработана инженером С. Хада и принята на вооружение в 1926 году. Конструкция самого орудия и установки были рассмотрены при описании крейсеров типа "Furutaka". Орудия не имели броневой защиты. Прислуга прикрывалась от непогоды тонким стальным щитом. Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости равнялась 10 градусам в секунду, скорость вертикального наведения - 6,5 градусов в секунду. Заряжание на всех углах возвышения и установка
разрывной трубки (взрыватель - fuze) перед заряжанием производились вручную. Вес полностью снаряженной установки без боекомплекта равнялся 7,8 тонн. В сентябре 1927 года, при вступлении крейсеров в строй флота, на них предусматривалось использование трех типов снарядов с латунной гильзой. Применявшийся взрыватель двойного действия мог быть установлен на 30 или 50 сек.
- Снаряд из катаной стали (HE-steel) (???? - Rolled Steel Shell) (высоковзрывчатый) с заполнителем из пикрата свинца (пикриновая кислота - Picric Acid). Принят на вооружение в 1926 году. Снаряд окрашивался в желтый цвет. Заряд общего типа (Common charge - Jo Soyaku) в латунной гильзе
состоял из пороха 35.С2 (кордит - cordite) и весил 5,06 кг.
- Снаряд, обозначающий место взрыва (маркерный или учебный) (Marker or Target shell - Mokuhyodan), принятый на вооружение в 1926 году с взрывателем двойного действия на 50 и 30 секунд, а с 1929 года - со взрывателем двойного действия на 30 секунд. С 1932 года применялся временной взрыватель на 30 секунд. Снаряд окрашивался зеленым цветом. Легкий заряд (Light charge - Gen Soyaku) в латунной гильзе состоял из пороха 20.С2.
- Практический снаряд с временным взрывателем (Timed Exercise Shell - Jigen Enshudan), принятый на вооружение в 1926 году, с установкой взрывателя на 50 и 30 секунд. С 1929 года на этих снарядах применялись взрыватели либо временные (на 30 секунд), либо двойного действия. С 1932 года использовался взрыватель "91 Shiki". Снаряд окрашивался черным цветом с белым наконечником. Уменьшенный заряд (Reduced charge - Jaku Soyaku) в латунной гильзе состоял из пороха 35.С2.
В 1929 году снаряд из катаной стали (Rolled Steel Shell) и взрыватель двойного действия с 50-секундной установкой были сняты с вооружения. Вместо них на вооружение поступили снаряды других типов:
- Общий снаряд (Tsujodan - Common Shell) (высоковзрывчатый) с заполнителем из 1,7 кг пикрата свинца. Принят на вооружение в 1929 году как "общий снаряд марки "4" ("Common Shell (HE) 4 Go" - "Tsujodan 4 Go") с головным взрывателем "88 Shiki". 6 июля 1932 года переаттестован в "общий снаряд" (без маркировки) ("Tsujodan" - "Common Shell") и снабжен временным взрывателем "91 Shiki". Головная часть снаряда окрашивалась белым цветом.
- Осветительный снаряд кратковременного освещения (без парашюта), (Star Shell - Seidan, иначе Hoseidan),
принятый на вооружение в 1929 году. Снабжался временным взрывателем на 30
секунд. С 30 марта 1938 года обозначался как "осветительный снаряд A" ("Illuminating Shell A" -"Shomeidan А"). Окрашивался серо-голубым цветом.
Кстати будет упомянуть, что 120-мм осветительный снаряд (Star Shell) испытывался в 1928 году на крейсере "Aoba" во время ночных учений флота. После их успешного завершения снаряд приняли на вооружение.
В это же время, в 1929 году, все снаряды (за исключением маркерного) были снабжены тремя типами зарядов (см.часть 2, п.8).
В 1932 году крейсера получили на вооружение еще один тип снаряда - Практический снаряд (Exercise Shell - Enshudan), принятый на вооружение в 1932 году, без взрывателя. Окрашивался черным цветом с желтым наконечником.