Оглавление

3.3. ИЗМЕНЕНИЕ ПРОЕКТА

Параллельно с крейсерами типа "Furutaka" главный конструктор флота Юцуру Хирага (Naval Constructor Hiraga Yuzuru) вел проектирование крейсеров типа "Myoko". Закончив основные работы по конструкции Хирага (в звании контр-адмирала) был послан за границу. На посту Главного конструктора флота его сменил капитан 2-го ранга Кикуо Фудзимото (Captain Fujimoto Kikuo). Во время отсутствия Хирага Главный Морской Штаб стал настаивать на изменении проекта. Основное его требование заключалось в замене на всех четырех 7100-тонных крейсерах типа "Furutaka" одноорудийных башен на двухорудийные. Фудзимото согласился изменить проект, но для двух головных крейсеров перестройка уже была невозможна.

На двух других крейсерах изменения были возможно. Фудзимото предложил параллельно с заменой башен установить на крейсерах еще и катапульту. Все это требовало кардинальной переделки проекта, особенно кормовой части надстроек. Дополнительные переделки потребовались когда было принято решение о размещении на кораблях новых зенитных установок "10 Nendo Shiki" с 120-мм 45-калиберными орудиями, принятых на вооружение в 1926 году. Они должны были заменить первоначально предполагавшиеся 80-мм 40-калиберные зенитки "3 Nendo Shiki". Новые изменения внесли в проект после окончания постройки "Furutaka" и "Kako" в 1926 году - увеличили высоту труб и частично изменили конструкцию носовой надстройки.

Все основные изменения проекта были сделаны без одобрения Хирага, что просто-напросто привело его в ярость.

3.4. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КРЕЙСЕРАМИ ТИПОВ "АОВА" И "FURUTAKA".

Технические характеристики крейсера "Furutaka" (см.часть 2) вполне приложимы и к крейсерам типа "Aoba", но некоторые важные отличия все-таки существовали:

1. Предполагалось, что изменения, сделанные по требованию Главного Штаба ВМФ, увеличат водоизмещение на испытаниях - так называемое "2/3" (на борт принимается 2/3 запасов от общей нагрузки) на 320 тонн (с 8586 до 8910 тонн). Конструкторы считали, что это вполне допустимо без изменения конструкции корпуса и без риска ухудшения остойчивости. К этому времени (1925 год) факт перегрузки крейсеров еще не был известен, и, в конце концов, данное водоизмещение увеличилось до 9820 тонн (для "Aoba") и 9930 тонн (для "Kinugasa"). Эта перегрузка увеличила среднюю осадку с проектной величины 4,496 метров до 5,71 метров (для "Aoba") и 5,72 метра (для "Kinugasa"). Соответственно уменьшилась высота надводного борта и надводной части броневого пояса, Сказалось это также на скорости кораблей и их дальности плавания. Более чувствительным оказалось небольшое на первый взгляд, но на самом деле весьма заметное, снижение остойчивости. Метацентрическая высота MG оказалась меньше, чем у крейсеров типа "Furutaka" - частично из-за понижения метацентра М (вследствие увеличения осадки), но, главным образом, из-за повышения центра тяжести CG (появление дополнительных высокорасположенных грузов - двухорудийные башни, катапульта, новые зенитные установки, кормовая надстройка).

В некоторой степени изменились также размерения и коэффициенты полноты. При водоизмещение "2/ 3" на ходовых испытаниях (на "Aoba" оно равнялось 9820 тонн) длина по ватерлинии составляла 183,58 метра, максимальная ширина корпуса по ватерлинии 15,83 метра, а средняя осадка 5,71 метра.

Коэффициент общей полноты / Cb

0,579

Коэффициент призматический / Cp

0,665

Коэффициент полноты погруженной части миделя / Со

0,875

Коэффициент полноты площади ватерлинии / Cw

0,746

Максимальная погруженная площадь миделя

около 79 кв.м

Максимальная площадь ватерлинии

около 2170 кв.м

Отношение L / В

11,59

Отношение  В / Т

2,773

Отношение Т / L

0,0311

 

 ВЕСОВЫЕ НАГРУЗКИ "Kako" И "Аoba" (ко времени окончания постройки)

"Kako"

"Aoba"

Конструкции корпуса

3147 т = 33,1%

3131 т = 31,9%

Бронирование

1150 т = 12,1%

1197 т = 12,2%

Системы и устройства (fittings)

433 т = 4,6%

448 т = 4,6%

Снабжение (equipment) (**)

535 т = 5,6%

481 т = 4,9%

Энергетическая установка

2071 т = 21,8%

2174 т = 22,1%

Вооружение (*)

980 т = 10,3%

1086 т = 11,0%

Топливо (уголь и нефть); 2/3 от общего запаса

1053 т = 11,1%

1200 т = 12,2%

Котельная вода; 2/3 от общего запаса

61 т

61 т

Смазочное масло; 2/3 от общего запаса

30 т

30 т

Водоизмещение на испытаниях; "2/3" от общей нагрузки

9502 т = 100%

9820 т = 100%

* - Вооружение: вес артиллерии 575 тонн, торпедного вооружения -   225 тонн, электрооборудования - 175 тонн, авиационного и навигационного оборудования   - 5 тонн;

** - Снабжение складывается из постоянного (fixed) и расходуемого   (not fixed), причем последнее определено приблизительно;

Оглавление