СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1923 ГОДА.
23 июля 1922 года морской министр Томособуро Като (Navy Minister Kato Tomosaburo) представил на рассмотрение премьеру новую программу строительства флота, известную как "Программа ограничений военно-морских вооружений" ("Naval Armament Limitation Program" - "Kaigun Gunbi Seigen Keikaku"). В соответствии с ней предусматривалось построить 59 новых кораблей, включая два крейсера водоизмещением по 7100 тонн и четыре крейсера водоизмещением по 10.000 тонн, - в дополнение к уже санкционированным к постройке в феврале-марте 1922 года восемнадцати крейсерам (см. прим. 49). Два крейсера водоизмещением 7100 тонн должны были стать однотипными с двумя крейсерами (No.1 и No.2 Ko-kyu Cruisers), постройка которых была утверждена в марте 1922 года, а заказ верфям состоялся в июне 1922 года (см. часть 2). Все четыре корабля должны были составить однородное тактическое соединение (Sentai, см. прим. 48).
Четыре "десятитысячника" по своим характеристикам подходили под ограничения "Вашингтонского соглашения", уже подписанного, но еще ожидавшего ратификации, также предполагалось объединить в тактическое соединение из четырех крейсеров.
Постройка этих шести крейсеров была разрешена в марте 1923 года на 46-й постоянной сессии парламента (проходившей с 27 декабря 1922 года до 27 марта 1923-го). В соответствии с этим решением они вошли в "Программу нового кораблестроения 1923 года в соответствии с Вашингтонским договором" ("1923 New Replenishment Shipbuilding Programm in accordance with the Washington Treaty" - "1923 Kantei Seizo Shinhoju Keikaku"). Эти два крейсера по 7100 тонн были обозначены как крейсера среднего класса (Medium Type No.1 и No.2), тогда как крейсера-"десятитысячники" обозначались крейсерами большого типа (Large Type No.1 - No.4"). Средства на их строительство были выделены на той же самой сессии парламента под параграфом "Вспомогательные расходы на постройку военных судов" из раздела "Затраты на постройку военных судов". Финансирование начиналось с "финансового года 12" (1923/24), (см. прим. 25). 7100-тонные крейсера были оценены примерно в 15 миллионов йен, а 10.000-тонные - в 21,9 миллионов йен за единицу.
"Kinugasa" |
"Аоbа" |
|
Предложение к постройке |
3 июля 1922 г. "Средний крейсер" No.1 |
3 июля 1922 г. "Средний крейсер" No.2 |
Утверждение финансирования |
март 1923 г. |
март 1923 г. |
Обозначение в программе |
No.3 Ko-kyu Junyokan |
No.4 Ko-kyu Junyokan |
Заказ на верфи |
июнь 1923 г. |
июнь 1923 г. |
Верфь-строитель |
"Kawasaki Dockyard Со Kobe works" в Кобе |
"Mitsubishi Shipbuilding and Engineering Co. Nagasaki works" в Нагасаки |
Строительный номер |
No.541 |
No.400 |
Присвоение наименования |
11 августа 1922 г. |
18 сентября 1923 г. |
Закладка на стапеле |
23 января 1924 г. |
4 февраля 1924 г. |
Спуск на воду |
24 октября 1926 г. |
25 сентября 1926 г. |
Подписан акт о приемке |
30 сентября 1927 г. |
20 сентября 1927 г. |
Как крейсера 1-го класса оба они были названы в честь гор, в соответствии с действующим в то время решением (см.часть 2, п.1.5). Крейсер "No.3 Kokyu Junyokan" 11 августа 1922 года был назван "Kinugasa". по названию горы Kinugasasan в префектуре Киото. Второй крейсер "No.4 Kokyu Junyokan" 18 сентября 1923 года получил наименование "Аоbа" в честь горы Аobasan в префектуре Мияги. Оба названия использовались в японском военном флоте впервые, хотя они и рассматривались как вероятные для крейсеров-"8000-тысячетонников" для "Программы пополнения флота 8-8" ("8-8 Fleet Completion Program" - "8-8 Kantai Kansei Keikaku) 1920 года.
Предполагалось, что оба новых крейсера будут принадлежать к типу "Furutaka" ("Furutaka"-class), однако в проект внесли множество изменений, поэтому официально корабли известны как крейсера типа "Aoba".