Оглавление 

(44)  120-мм 45-калиберная зенитная пушка "10 Nendo Shiki" устанавливалась на различных японских кораблях и имела несколько компоновочных вариантов.

Первоначально использовалась одноствольная установка "B-Gata", без щита с ручным приводом (7,8 тонн). В таком виде орудия были установлены на крейсерах типов "Aoba" и "Myoko", минном заградителе "Yaeyama" и сетевом заградителе "Shirataka" (до 1935 года).

Одноорудийный вариант с электрогидравлическим приводом и с щитовым прикрытием, известный как "B.2-Gata", (10 тонн) принят спустя три года на крейсерах типов "Такао" и "Furutaka" (как замена 80-мм орудий), а также на крейсерах типов "Aoba" и "Myoko" (замена установки "B-Gata").

Спаренные установки типа "A.2-Gata" (20,3 тонны) с электрогидравлическим приводом, без щитов прикрытия, создавались для тяжелых кораблей и устанавливались в 1927-1928 годах на авианосцах "Kaga" и "Akagi".

Одноствольные установки типа "C-Gata" (6,7 тонны) с ручным приводом и типа "E-Gata" с электрогидравликой производились во время Второй мировой войны и устанавливались соответственно в береговой обороне и на эскортных кораблях (Kaibokan).

(45)  До конца 20-х годов в Японском Императорском флоте управление зенитным огнем производилось тем же постом "14 Shiki Hoiban". что и управление стрельбой главным калибром по горизонту (см. прим. 14). По настоянию Технического Департамента ВМФ в середине 1920-х годов начались исследования по специальным системам управления зенитным огнем. К 1929 году фирма "Aichi Clock & Electric Motor Су" (Нагойя) разработала специальное счетное устройство для решения задач зенитного огня (High-Angle firing computer), которое вскоре было принято на вооружение под обозначением "89 Shiki Kosha Shagekiban". Устройство могло рассчитывать вертикальное и горизонтальное упреждение для стрельбы из 80-мм и 120-мм зенитных орудий. Вскоре подобные устройства установили на крейсерах типа "Myoko". Устройство "91 Shiki Kosha Sochi" могло рассчитывать различные элементы, необходимые для ведения зенитного огня. Оно состояло из прицельного или направляющего механизма (Aiming or Director Mechanism - Shojun Kiko) и решающего устройства (Computer Mechanism - Keisan Kiko), совмещенных в едином блоке. Технические характеристики прибора следующие:
-  Для его обслуживания требовалось 11 человек.
-  Аппарат оказался довольно громоздким: высота установки составляла 2 метра, вес - около 3 тонн, занимаемая площадь - 1 кв.метр.
-  Наводка осуществлялась вручную со скоростью 6 градусов в секунду на возвышение и 6,5 градусов в секунду на нормальный разворот (в ускоренном режиме - 16 градусов в секунду).
-  Дальность действия колебалась от 1000 до 13.500 метров.
-  Предел слежения за изменением дальности цели составлял максимум до 90 метров в секунду.

Предназначался прибор, в основном, для управления зенитной стрельбой (орудия 120-мм и 127-мм с большим углом возвышения), но, так как, основные данные о цели он получал от отдельного двухкоординатного дальномера, то мог использоваться и для стрельбы по горизонту, но с определенными ограничениями, так как указатель стрельбы (Director), используемый в приборе, был трехкоординатным (уровень и поиск), а это создавало некоторые трудности во взятии дистанции до одной и той же цели, что и по целеуказателю.

К октябрю 1929 года, компания "Nippon Optical Су" (Нагойя) закончила разработку специального поста управления зенитным огнем (High-Angle firing Installation - Kosha Sochi), первый вариант которого начали испытывать с июня 1931 года на "Yamashiro". Эта установка была принята на вооружение 11 июня 1932 года под обозначением "91 Shiki Kosha Sochi" и вскоре довольно быстро распространилась во флоте: сначала ее установили на линейном крейсере "Haruna", затем на авианосцах и остальных линкорах, а с 1933 года - и на крейсерах класса "А". "Японская оптическая компания" ("Nippon Optical Су") успела произвести 50 таких установок, после чего появилась более совершенная модель поста "94 Shiki Kosha Soshi". принятая на вооружение 9 октября 1934 года и устанавливающаяся на кораблях с 1937 года.

(46)  Исследования корабельных катапульт (Catapult - Shashutsu) начались в Японии в 1924 году, при этом внимательно изучался зарубежный опыт. В октябре 1926 года конструкторское бюро "Kure Kaigun Kosho" по требованию морского генерального штаба разработало 19-метровую катапульту, испытанную в мае 1928 года на вспомогательном судне (бывший броненосец) "Asahi". Эта конструкция работала на сжатом воздухе и получила обозначение "Kure Shiki 1 Go Shashutsu". Сразу после запуска в серийное производство эти катапульты устанавливались на крейсерах типов "Kinugasa" и "Aoba", а позже на "Myoko". Позже был разработан другой вариант с пороховым зарядом. На флоте он появился под обозначением "Kure Shiki" 2 Go Shashutsu". 30 января 1930 года первый вариант катапульты (воздушного действия) переобозначен в "Kure Shiki 1 Go Shashutsi 1 Gata", а второй (порохового действия) - в "Kure Shiki 2 Go Shashutsu 1 Gata". Обе катапульты могли запустить самолет весом до 2 тонн, обеспечив ему стартовую скорость 26 метров в секунду. Поскольку гидросамолет "Navy 2 Shiki" (HD-25) оказался слишком тяжел для данных катапульт, японцы использовали более легкие типы летательных аппаратов "15 Shiki" и "90 Shiki 2 Go" (см.прим.40 и 47).

В результате эксплуатации от пневматических катапульт отказались, сохранив воздушный привод только на катапультах подводных лодок, и несколько позже на 45-метровой катапульте легкого крейсера "Оуodo". Пороховые же катапульты "2 Go" (в пусковых зарядах использовался порох DC) стали стандартными в японском флоте. В 1930 году катапульты "1 Go" на "Aoba" и "Kinugasa" заменили на "2 Go", а в 1935 году такую же замену провели на тяжелых крейсерах типа "Myoko".

(47)  Морской разведывательный гидросамолет "15 Shiki" (обозначение E2.N1) был принят на вооружение 25 мая 1927 года как корабельный самолет катапультного старта. Создан по заказу флота в 1924 году фирмой "Nakajima". Всего изготовлено 77 машин. Это был двухместный, двухпоплавковый биплан со следующими характеристиками:

Мощность мотора

300 л.с.

Максимальная скорость

172 км/ч

Продолжительность полета на крейсерской скорости

5 часов

Общий вес машины

1950 кг

Вооружение

один 7,7-мм пулемет

С 1932 года эти гидропланы постепенно вытеснялись более совершенными самолетами "90 Shiki".

Морской разведывательный гидросамолет "90 Shiki 2 Go 2 Gata" (тип "90-2-2") представлял собой 2-местный однопоплавковый биплан, принятый на вооружение 1 декабря 1931 года в качестве гидросамолета катапультного старта. Разработка самолета заказана флотом в 1928 году фирме "Nakajima". Создавался он на базе американского "Corsair" фирмы "Vought". Самолет получил обозначение "E4.N2" (Е - гидросамолет-разведчик. N - Nakajima). Всего было построено 152 гидросамолета "90 Shiki". Его технические характеристики следующие:

Мощность мотора

450 л.с.

Максимальная скорость

232 км/ч

Продолжительность попета на указанной скорости

2,2 часа

Общий вес машины

1800 кг

Вооружение

два 7,7-мм пулемета, две авиабомбы по 30 кг

(48) В Японском Императорском флоте линейные корабли (и линейные крейсеры) с 28 декабря 1903 года сводились в соединения "Sentai" (Sen = боевой, Tai = образование, группа), что по западным меркам соответствовало эскадре. Нумерация велась с номера 1 ("No.1 Sentai" - "Dai ichi Sentai").

С 18 августа 1914 года число кораблей в соединениях "Sentai" ограничивалось четырьмя единицами. Это обосновывалось концепцией капитан-лейтенанта Тецутаро Сато о составе боевого флота. Для крейсеров оно появилось еще в апреле 1907 года, так как считалось, что таким числом кораблей легче маневрировать на больших скоростях (см. прим. 1).

С 1 декабря 1922 года наименования соединений "Sentai-1 и 2" были традиционно зарезервированы для линкоров, "Sentai-4" - для линейных крейсеров, а "Sentai-З и 5" и далее для крейсеров. Однако с 30 ноября 1926 года "Sentai-4" передан крейсерам класса "А", а с 1 декабря 1936 года "Sentai-3" включал в себя модернизированные быстроходные линкоры типа "Kongo". Следовательно в состав "Sentai-1", "Sentai-2" и "Sentai-З" теперь зачислялись только линкоры, а начиная от "Sentai-4-го" и далее - крейсера. Нахождение крейсеров в соединениях "Sentai" регулярно менялось и для их опознавания на носовой и кормовой трубах наносились полосы-марки. Эти марки соответствовали положению корабля в линии соединения "Sentai". Они наносились на кормовую дымовую трубу - 1-й корабль (флагман) - одна полоса, 2-й - с двумя полосами, 3-й - с тремя, 4-й - с одной широкой и одной узкой полосами.

Эскадры "Sentai" объединялись в "Kantai" (Kan = боевой корабль. Tai = образование, группа), что соответствовало западным флотам. "Kantai-1" собрал весь линейный флот, "Kantai-2" - разведывательные силы (сначала из линейных крейсеров и крейсеров, а с 30 декабря 1929 года только из крейсеров класса "А"). Прочие "Kantai" формировались по мере необходимости.

"Kantai-1 и 2" в свою очередь (а в военное время и все прочие) объединялись в "Rengo Kantai" (Объединенный флот). Его состав ежегодно менялся. Изменения осуществлялись морским генеральным штабом. С 1909 года они производились осенью и вступали в силу с ноября-декабря. Состав оставался неизменным (независимо от чрезвычайных ситуаций) до того же периода следующего года.

Оглавление