ПРИМЕЧАНИЯ.
1) Концепция "Флот 8-8" ("8-8 Fleet Completion Program" - "8-8 Kantai Kansei Keikaku), принятая 4 апреля 1907 года была разработана вице-адмиралом Гоннохио Ямамото (Vice-Admiral Yamamoto Gonnohyoe), предложившего еще в 1895 году программу пополнения флота "Флот 6-6" ("6-6 Fleet Completion Program" - "6-6 Kantai Kansei Keikaku), предусматривавшую шесть линейных кораблей и шесть броненосных крейсеров со сроком службы не более 8 лет. Эта программа была осуществлена после японо-китайской войны. Развитием трудов Ямамото, называемого часто японским Мэхеном, стал "Трактат по национальной обороне" ("Imperial Defence Treatise" - "Teikoku Kokubo Shiron") капитан-лейтенанта Тецутаро Сато (Lieutenant-Commander Sato Tetsutaro), подготовленный под влиянием германского закона о флоте от 14 июня 1906 года. Особое внимание трактата было уделено усилению русского и американского флотов. Переизданный после русско-японской войны и откорректированный по ее урокам документ в апреле 1907 года получил название "Трактат по имперской обороне" ("Imperial Defence Treatise" - "Teikoku Kokubo Shiron"). Основной особенностью этого документа были различные доводы и доказательства, что Япония к 1920 году наряду со "вспомогательным флотом" второй линии должна обладать линейным флотом 1-й линии состоящим из трех эскадр линкоров (8 единиц), двух эскадр броненосных крейсеров (по 4 единицы) и трех эскадр крейсеров 2-ю класса (по 4 единицы).
В октябре 1906 года Императором было дано указание фельдмаршалу Аритомо Ямагата (Field Marshall Yamagata Aritomo) сформулировать оборонную политику с точки зрения политических уроков русско-японской войны и растущих интересов США на Тихом океане и на Дальнем Востоке. Итогом этих указаний и явился принятый 4 апреля 1907 года акт об оборонной политике "Оборонная политика Империи" ("Imperial Defence Policy" - "Teikoku Kokubo Hoshin"). В его согласовании приняли участие в январе-апреле 1907 года премьер-министр Сайондзи Кинмочи (Prime Ministr Saionji Kinmochi), начальник МГШ Хейхатиро Того (Chief of the Naval General Staff Admiral Togo Heihachiro). морской министр вице-адмирал Минору Сайто (Navy Minister Vice-Admiral Saito Minory), военный министр генерал Масатаке Тераучи (War Minister General Terauchi Masatake) и начальники штабов. Флотская часть "Имперской оборонной политики" была основана на основе упоминавшегося трактата Сато.
2) Японские морские министры периода 1898-1927 годов.
С 8.11.1898 по 6.1.1906 - Вице-адмирал Гоннохио Ямамото (Vice-Admiral Yamamoto Gonnohyoe) (1852-1933).
С 7.1.1906 по 16.4.1914 - вице-адмирал барон Минору Сайто (Vice-Admiral Saito Minory) (1858-1936)
С 16.4.1914 по 10.8.1915 - Вице-адмирап Мицуро Ясиро (Vice-Admiral Yashiro Mitsuro) (1860-1930)
С 10.8.1915 no 15 5 1923 - Вице-адмирал Томособуро Като (Vice-Admiral Kato Tomosaburo 1861-1923).
В период нахождения Като на Вашингтонской конференции с 10.10.1921 по 10.3.1922 года его обязанности исполнял премьер-министр.
3) "Программа пополнений флота" ("New Fleet Replenishment Program -
Shin Kaigun Jujitsu Keikaku), предложенная 15 мая 1910 года
предусматривала постройку в 1914-1918 финансовых годах 51 новой единицы в числе которых:
7 линейных кораблей;
3 крейсера 1-го класса;
4 крейсера 2-го класса;
1 крейсер "специального назначения";
26 эскадренных миноносцев;
10 подводных лодок.
По прогнозам, с учетом построенных и строящихся кораблей, к 1 апреля 1919 года мог быть создан боевой
флот из кораблей со сроком службы менее 8 лет в следующем составе:
8 линкоров (7 + "Fuso"),
8 крейсеров 1-го класса (3 + "Kurama" + 4 типа "Kongo");
8 крейсеров 2-го класса (3 + 1 "специальный" + "Tone" + 3 типа "Chikuma").
4) В ноябре 1911 года было предложено в
1912-1919 финансовых годах заказать 52 новых корабля, в том числе:
7 линейных кораблей;
2 крейсера 1-го класса;
5 крейсеров 2-го класса;
2 крейсера "специального назначения";
26 эскадренных миноносцев;
10 подводных лодок.
В этом случае, к 1 апреля 1920 года флот мог иметь в своем составе 8 линкоров, 6 крейсеров 1-го класса и 8 крейсеров 2-го класса.
"Anegawa" - бывшее судно русского Добровольного флота "Москва", построенное в 1898 году фирмой "J.Brown" в Клайдбэнке (полные технические элементы смотрите в журнале "Engineering" от 28 апреля и 5 мая за 1905 год. "О российском Добровольном флоте"). Полный тоннаж - 7267 тонн, нормальное водоизмещение 11.700 тонн. В декабре 1903 года в Порт-Артуре переоборудовано во вспомогательный крейсер "Ангара", но 14 февраля 1904 года возвращено Доброфлоту как госпитальное судно с прежним названием "Москва". 16 октября 1904 года после попадания 280-мм снаряда судно село на грунт в гавани Порт-Артура. 12 мая 1905 года поднято японцами, 3 июня того же года переименовано в "Anegawa" и 8 марта 1905 года зачислено в списки японского флота как посыльное судно. 22 августа 1911 года списано, и возвращено Доброфлоту. В ноябре 1916 года вновь под названием "Москва". Позже использовалось как плавбаза миноносцев под названием "Печенга". Вероятно пошло на слом во Владивостоке в 1924 году.