Оглавление

(42) "Kanpon"- сокращение от "Kansei Honbu" (Технический департамент = Technical Department) (см. прим. 6). В западных военно-морских изданиях применяют оба обозначения - и "Kansei" и "Kanpon", но в официальных документах сами японцы использовали наименование "Kanpon".

Котел данного типа спроектирован Техническим Департаментом ВМФ в 1902 году и представлял собой небольшой треугольный водотрубный котел типа "Express", весьма похожий на котел "Yarrow", но имеющий изогнутые трубки вместо прямых, дающих больше упругости. Как и в котлах "Yarrow", котел "Kanpon" имел цилиндрические пароводяные коллекторы и два водяных коллектора с плоскими стенками у днища.

Впервые котлы "Kanpon" появились в 1903 году на миноносцах типа "No-67", истребителях типа "Harusamе" (375 тонн), крейсере "Otowa" и канонерской лодке "Uji". На этих кораблях рабочее давление пара составляло 16,2 кг/кв.см. В 1911-1912 годах на новейших миноносцах "Umikaze", "Yamakaze", "Sakura" и "Tachibana" давление пара было поднято до 17,6 кг/ кв.см, а на крейсерах "Hirado", "Yahagi", "Chikuma" и линейном крейсере "Hiei" до 19,35 кг/кв.см.

Однако водяные коллекторы с плоскими стенками оказались достаточно ненадежны в использовании, особенно на 375-тонных истребителях. Действительно, в соединениях верхней плоской стенки этих коллекторов с изогнутыми днищевыми листами регулярно возникали разрывы. Опираясь на опыт эксплуатации котлов крейсеров типа "Kongo", водоколлекторы получили круговую форму (как и паровые). Новый тип котлов был обозначен как котел ""Kanpon" RO-Go" и принят в эксплуатацию в июле 1914 года. Впервые установлен на "Kirishima", "Haruna" и эсминцах типа "Kaba". С этого времени предыдущая модель котла с плоскими стеками водоколлекторов обозначалась "Kanpon I Go".

Котел "RO Go" оставался стандартным для японского флота длительное время, включая весь период Второй мировой войны. Вплоть до 1924-1925 годов давление пара на линкорах оставалось 19,3 кг/кв.см, а на крейсерах и эсминцах 18,3 кг/кв.см, с перегревом (или без) на 38 градусов (100 градусов по Фаренгейту). Существовали малая (small - sho), средняя (medium - chu) и большая (large - dai) версии этого типа котлов. В 1930-х годах ввели еще две модели: "НА Go", установленные на модернизированных "Fuso" и "Yamashiro" и "НО Go" (с 1938 года), установленные на учебных крейсерах типа "Katori" и многих малых кораблях в течение Второй мировой войны.

Между собой котлы "Kanpon" различались по первым буквам японского "алфавита" системы Катакана (Katakana): I-RO-HA-HO (иначе говоря, этими символами обозначался номер модели), за которыми следовала идеограмма "Go", обозначающая символ модели.

(43) Гидравлические передачи и устройства для разворота и подъема орудий, в рулевых машинах, лебедках и т.д., были введены в западных флотах за несколько лет до Первой мировой войны, примерно в то же время, когда электромоторы, дизели и турбины заменили в качестве главных энергетических установок паровые машины.

Гидравлический привод с большими возможностями позволял варьировать скоростями, мощностью и направлением движения приводимых механизмов. В своей основе данный привод состоял из гидронасоса (осевая поршневая или с поворотным плунжером помпа по принципу "универсального привода"), который преобразует постоянную скорость вращения главного привода (электромотора, турбины и т.п.) в то или иное давление наполнителя системы (обычно масляные консистенции). Давление наполнителя, созданное гидронасосом ("A"-end), приводило в движение так называемый "гидромотор" ("B"-end) и передавать давление гидравлическим цилиндрам поршней двойного действия (hydraulic double-acting ram cylinders) для получения эффекта продольного вытеснения поршня из цилиндра.

Непосредственно накануне Первой мировой войны в японском Императорском флоте приняли для эксплуатации два основных типа гидравлических преобразователей: "муфту Дженни" ("Williams Janney gear" - см. описание в "The Naval Annual" за 1909 и 1913 годы) и привод "Эль-Шоу" ("Hele-Shaw gear" - описание помещено в сборнике "Jane's Fighting Ships" за 1914 год).

Оглавление

Hosted by uCoz