Оглавление

Как оказалось, сокращение диапазона положительной остойчивости и диаграммы статистической остойчивости на большинстве крейсеров и более мелких кораблях было вызвано уменьшением метацентрической высоты при одновременном относительном повышении положения центра тяжести кораблей. Причинами этого явления назвали неудачное распределение нагрузок, уменьшение веса корпуса и механизмов, утяжеление вооружения и других высокорасположенных грузов. Кроме этого считали, что на уменьшение метацентрической высоты оказало влияние нарастающее несоответствие между проектным и фактическим водоизмещением (на только что построенных кораблях перегруз достигал более 20%). В связи с этим японцы срочно пересмотрели программы постройки новых кораблей, внесли необходимые коррективы в конструкции недавно спущенных на воду и отозвали на верфи все находящиеся в строю корабли для проведения работ по снижению центра тяжести. Достигалось это устранением высокорасположенных и не имеющих важного значения верхних грузов, сокращением и (или) понижением мест установки вооружения, укладкой балласта и другими мерами. Кроме этого, повышение метацентра обеспечивали установкой наружных бортовых наделок.

Несмотря на все предпринятые меры начальник Отделения технического проектирования (Basic Design Section - Kihon Keikaku) контр-адмирал Кикуо Фудзимото, назначенный ответственным за проектирование крейсеров типа "Такао", эскадренных миноносцев типа "Fubuki", а также кораблей 'Программы 1931 года" (крейсера типа "Mogami", эсминцы типа "Hatsuharu" и миноносцы типа "Chidori"), обнаруживших большой недобор остойчивости, подвергся резкой критике и был заменен на своем посту капитаном 2-го ранга Кейни Фукуда (Captain Fukuda Keini), который оставался на должности начальника Отделения технического проектирования до 1941 года.

(30) В 11.10 дня 13 мая 1904 года в походе к Порт-Артуру броненосец "Yashima" подорвался на якорной мине, поставленной днем раньше русским минным заградителем "Амур". Взрыв произошел в средней части (разрыв в тексте, прим. ВВС) получил крен в 9 градусов на правый борт. Контрзатопление помещений левого борта оказалось малоэффективным. Прежде чем броненосец взяли на буксир, он сильно осел в воду. В 17.35 крен превысил 16 градусов и в 17.41 "Yashima" был оставлен экипажем. В 20.30 он затонул в 5 милях северо-восточнее Энкаунтер-Рок (Encounter Rock) в точке 38°36' N; 121°43 Е.

Гибель броненосца была обусловлена потерей водонепроницаемости люков и проходов между бункерами, а также наличием продольной переборки в отсеках котельных отделений, препятствующей растеканию воды по всей ширине корабля и послужившей причиной большого крена.

(31) Ряд моделей 200-мм орудийных установок и башен был разработан в 1924-1934 годах. Одноствольные установки с максимальным углом возвышения 25 градусов ставились на "Furutaka" и "Kako" (полубашни модели "А"), "Kaga" и "Akagi" (казематная модель установки "A.1").

Все остальные установки исполнялись спаренными, с броневой защитой башен в 25 мм. Модель "В" с углом возвышения орудий в 70 градусов устанавливались на "Kaga" и "Akagi". Модель "С" (угол возвышения орудий 40 градусов) - на "Aoba" и "Kinugasa". Модель "D " (также 40 градусов) - на крейсерах типа "Myoko". Модель "Е" (угол возвышения орудий 70 градусов) - на крейсерах "Takao", "Atago" и "Chokai". Четвертый крейсер этой серии "Maya" получил установки модели "Е.1" (55 градусов). Крейсера "Furutaka" и "Kako" во время модернизации получили установки модели "Е.2" (угол возвышения орудий 55 градусов). Установки модели "Е.3" (также 55 градусов) получили крейсера "Tone" и "Chikuma". На крейсерах типа "Mogami" во время реконструкции в 1939 году установили специально разработанные башни с 203-мм орудиями, получившие наименование модель "Mogami".

(32) До конца Первой мировой войны в японском Императорском флоте на орудиях калибром 200 мм и выше применялась гидравлика в системах восприятия энергии отдачи (тормозные цилиндры) и для наката ствола в положение выстрела (накатники). Затем, используя немецкие чертежи, японцы стали применять пневматические накатники (kuki suishinho), которые впервые испытали на установленных на береговых фортах 300-мм орудиях старого броненосца "Kashima". Пневмоцилиндры частично использовали адиабатическое сжатие воздуха (во время отката) и расширение (при накате). Пневмонакатники были приняты и для 200-мм орудий (одноствольных и спаренных), а позже они сменили гидронакатники и на 356-мм и 406-мм орудиях линейных кораблей, причем угол возвышения был увеличен сначала до 35 градусов, а затем до 43 градусов.

(33)  "Общий" (или "полный") заряд ("Common" ("full") charge - Jo Soyaku) - это нормальный заряд (4/4), соответствующий штатному заряду ("service" charge) во флоте США.

Уменьшенный" заряд ("Reduced" charge - Jaku Soyaku) составлял 3/4 от "общего" заряда и соответствовал так называемому "разогревающему" заряду ("warming" charge) в США.

"Легкий" заряд (иначе "полузаряд") ("Light" ("Half") charge - Gen Soyaku) содержал только 2/4 от "общего" заряда.

Существовал также "усиленный" (или "тяжелый") заряд ("Strong" ("Heavy") charge - Kyo Soyaku), применявшийся при испытании орудий и который был на 10-20 % мощнее "общего" заряда.

Оглавление