(28) Юцуру Хирага (1878-1943) был зачислен на службу в японский военный флот корабельным инженером после окончания в 1901 году Токийского Императорского Университета. В годы Первой мировой войны в звании капитан-лейтенанта (Lieutenant-Commander -Santo kay sa) он возглавил "Отделение технического проектирования" (Basic Design Section - Kihon Keikaku), был назначен ответственным инженером по проекту "Nagato" (см.прим.6). Далее, произведенный в капитана 3-го ранга (Commander - Nitto kay sa), он проектировал корабли "Tosa" и "Amagi", а также последующие тяжелые корабли программы "8+8". Уже капитаном 2-го ранга (Captain - Itto kay sa) он проектировал крейсер "Yubari", а также большие крейсера типов "Furutaka", "Aoba" и "Myoko". В 1924 году он был командирован на учебу за границу (одновременно вел сбор разведывательной информации), а на посту начальника "Отделения технического проектирования" его заменил его бывший помощник капитан 3-го ранга Кикуо Фудзимото. По возвращению в Японию Хирага производится в контрадмиралы (Rear-Admiral - Kay se ho) и назначается начальником кораблестроительной секции НИИ ВМФ (отделение Технического департамента ВМФ - Shipbuilding Section of the Navy Technical Research Institute - Kaigun Gijutsu Kenkyusho) и продолжает работы по проектированию новых типов кораблей.
Это повышение оказалось для морского генерального штаба предлогом устранить Хирага, получившего среди своих коллег прозвище "строптивый Юцуру" ("Fuyuzuru") и заменить его на посту его бывшим помощником Фудзимото. Несгибаемый адмирал и в своей новой должности вошел в конфликт с руководством главного морского штаба, после чего, в 1931 году, в звании вице-адмирала (Vice-Admiral - Kay se) был уволен в отставку и занял место профессора Токийского Императорского университета, а в 1938 году Хирага возглавил университет.
(29) Инцидент с "Tomozuru" ("Tomozuru" incident - Tomozuru Jiken) - официальное название аварии, произошедшей с новейшим миноносцем "Tomozuru" 12 марта 1934 года. Во время маневров в районе Сасебо с крейсером "Tatsuta" и однотипным миноносцем "Chidori", "Tomozuru" был накрыт внезапно налетевшим шквалом. 3-4-метровые волны и сильный ветер (18-20 м/сек.) с SSE создали размахи качки до 40-45 градусов. В 04.12 в 7 милях южнее Дай-Тацусимо (Dai-Tatsushima) в точке <<33°55 N; 129°30' Ost>> на 14-узловом ходу "Tomozuru" опрокинулся и остался плавать вверх днищем.
В 14.05 миноносец был обнаружен с "Tatsuta" дрейфующим вверх килем к SW от Хирадзима (Hiradojima). Крейсер взял его на буксир и кормой вперед 13 марта в 7.25 привел в Сасебо. 14 марта в 00.30, после того, как была срезана треногая фок-мачта, корабль перевернули и поставили в док. Во внутренних помещениях корабля обнаружили тела 6 офицеров и 94 рядовых чинов. 13 членов экипажа оказались еще живы и были спасены.
Был организован Комитет по расследованию происшествия, который возглавил адмирал Кичисобуро Намура (Admiral Nomura Kichisaburo). 2 апреля 1934 года подробности инцидента были доложены морскому министру Минео Осуми (Navy Minister Admiral Osumi Mineo). Аварию объяснили штормовым волнением и недостатком динамической остойчивости "Tomozuru", угол заката остойчивости которого оказался всего 50 градусов вместо требуемых при его водоизмещении 90 градусов. После этого была организована специальная комиссия по изучению причин недостаточной остойчивости, которую возглавил начальник морского генерального штаба адмирал Кендзи Като (Chief of the Naval General Staff Admiral Kato Kanji). Комиссия работала с 5 апреля по 14 июня 1934 года. Были подробно изучены причины, приведшие к аварии, а также проведены расчеты остойчивости для всех новых кораблей. В результате комиссия выдвинула ряд мер по улучшению качеств новых кораблей.