Оглавление

Это соглашение предусматривало возможность временного базирования наших кораблей на эстонский военный порт Таллинн ввиду того, что порт в Палдиски не был еще готов для базирования значительных сил флота.

В силу этого соглашения, 11 октября в Таллинн пришли первые советские корабли отряда легких сил.

Во второй половине октября в Таллинн были перебазированы 2-й дивизион эскадренных миноносцев в составе лидера "Минск" и эскадренных миноносцев "Гневный", "Гордый" и "Грозящий", 2-я бригада подводных лодок в составе семи подводных лодок типа "Щ", плавучая база "Полярная звезда" и три сторожевых катера типа "МО". В середине ноября лидер "Минск" был отозван в Кронштадт, а в Таллинн перешли подводные лодки "С-1", "С-2", "С-3" и подводные лодки-заградители "Л-1" и "Л-2".

В Палдиски к 19 октября прибыли 24-й дивизион подводных лодок в составе шести подводных лодок типа "М", плавучая база "Кронштадт" и 83-й зенитный дивизион на механической тяге в составе трех 76-мм батарей.

Все подводные лодки 1-й и 3-й бригад, базировавшиеся на Таллинн и Палдиски, были подчинены командиру 2-й бригады подводных лодок.

В Лиепайю наши корабли прибыли тут же после подписания морского соглашения с Латвией. С 22 октября там находились крейсер "Киров" и эскадренные миноносцы "Сметливый" и "Стремительный".

Аэродромы для колесных самолетов военно-воздушных сил КБФ в это время на территории Эстонии и Латвии еще отсутствовали. Поэтому в октябре и ноябре 1939 г. удалось перебазировать на западные морские аэродромы в Палдиски, Кихельконне (на о. Хииумаа) и Лиепайю только лодочные разведывательные самолеты типа "МБР-2" 10-й авиабригады.

В конце октября в Палдиски и Кихельконну на транспортах "Луначарский" и "Пионер" была доставлена наземная часть 44-й и 15-й авиаэскадрилий. Летный эшелон этих эскадрилий был перебазирован только 12 ноября. В этот день 15 самолетов 44-й авиаэскадрильи из Вейно и 12 самолетов 15-й эскадрильи из Хаболово по звеньям перелетели в Палдиски. Самолеты 15-й авиаэскадрильи прибыли и Кихельконну около 15 ноября.

Наземный эшелон 43-й авиаэскадрильи и разобранные самолеты в ящиках были доставлены в Лиепайю на транспорте "Луга" 1 ноября, а летный состав приехал в Лиепайю поездом только 15 декабря, то есть уже после начала войны с белофиннами.

В этот же период началась перевозка на транспортах двух 152-мм и четырех 130-мм батарей для установки их в Палдиски, на острове Хииумаа и на южном берегу Ирбенского пролива. Но к началу боевых действий ни одна из этих батарей еще не была установлена.

Все сипы КБФ, находившиеся в новых западных базах, с 17 ноября были подчинены в оперативном отношении капитану 1-го ранга Алафузову, назначенному заместителем командующего КБФ.

4. Подготовка Финляндии к нападению на Союз ССР.

Заключение договора о границе между Союзом ССР и Германией, пактов о взаимопомощи и торговых соглашении между Советским Союзом, Эстонией, Латвией и Литвой значительно улучшило политическое и военное положение Союза ССР на Балтийском море.

Советский Союз получил возможность использования почти незамерзающих портов восточного побережья Балтийского моря: Лиепайи, Вентспилс, Риги и Таллинна, от которых он был искусственно отрезан после окончания империалистической воины.

Вместе с тем, этими пактами была ликвидирована возможность использования прибалтийских стран в качестве плацдарма для организации военного нападения на Союз ССР и на один из крупнейших и важнейших наших центров - город Ленинград.

Краснознаменный Балтийский флот получил возможность значительно расширить свою операционную зону.

Перебазирование части флота на Таллинн, Палдиски, остров Сааремаа и Лиепайю приблизило силы КБФ к основным коммуникациям и базам возможных противников на Балтийском море и позволило отнести оборону Ленинграда по южному побережью Финского залива далеко на запад.

Несмотря на эта, безопасность наших северо-западных границ и города Ленинграда не была еще полностью обеспечена. Оставалась возможность использования территории Финляндии в качестве плацдарма для нападения на Союз ССР.

Сухопутная граница с Финляндией проходила севернее города Ленинграда, всего на расстоянии 32 км, и только в 20 км от города Кронштадта - главной базы КБФ. Таким образом, и Ленинград, и Кронштадт могли быть обстреляны дальнобойной артиллерией с территории Финляндии и находились под непосредственным ударом с воздуха.

Наши большие корабли могли выходить из Кронштадта на запад только по Большому корабельному фарватеру, между финскими островами Биеркэ, Сейскари, Лавансаари, Нарви, Сомери, Суурсаари и Суур-Тютерсаари. Владея этими островами и опираясь на шхеры Финляндии, противник мог засыпать минами междуостровной район и закрыть нашим кораблям возможность выхода из главной базы КБФ на запад. Кроме того, на острове Биеркэ уже давно была установлена 254-мм береговая батарея Сааренпя, по дальности своего огня почти перекрывавшая проход между нею и островом Сейскари. Далее, Большой корабельный фарватер проходил вплотную у острова Суурсаари. Этот остров по условиям мирного договора с Финляндией не был вооружен, но установка на нем батарей со 152-мм пушками на временных основаниях была вполне возможна. Наличие на острове Суурсаари даже таких батарей, создавало бы большие затруднения для прохода кораблей КБФ через этот район.

Фланкирующее положение финских шхер позволяло противнику, опираясь на них, наносить удары кораблям КБФ на всем протяжении Финского, залива, а западный выход из залива в открытое море находился под ударом сил, базирующихся на шхерный район Аландского архипелага. Вместе с тем существовала возможность проникновения крупных сил флота противника в глубину Финского залива по шхерным фарватерам Финляндии.

Финляндия, подстрекаемая правительствами капиталистических государств, не торопилась пойти на соглашение с Советским Союзом и продолжала принимать чрезвычайные меры по подготовке плацдарма для нападения на Союз ССР с суши и с моря. Только 9 октября финляндское правительство в ответ на наше приглашение решило послать в Москву своего посланника в Швеции Паасикиви для обсуждения политических и экономических вопросов между Финляндией, и Союзом ССР.

В силу того, что наиболее вероятно было ожидать дальнейшего осложнения с Финляндией, 10 октября командование КБФ приказало приступить к формированию Ладожской военной флотилии. В тот же день в Шлиссельбург из Ленинграда прибыли одиннадцать катеров типа "Р" из состава вновь сформированного 4-го дивизиона сторожевых катеров, а 13 октября туда же перешли тихоходные тральщики "Ижорец-29" и "Ижорец-38", только что закончившие свое вооружение.

В переговорах, начавшихся в Москве 11 октября, правительство Финляндии отказалось заключить пакт о взаимопомощи с Союзом ССР.

Тогда советское правительство для обеспечения безопасности наших северо-западных границ и города Ленинграда предложило отодвинуть на несколько десятков километров на север от Ленинграда советско-финляндскую границу на Карельском перешейке. Затем, чтобы не допустить проникновения морских сил агрессора в Финский залив и обеспечить Краснознаменному Балтийскому флоту выход в открытое море, советское правительство предложило сдать ему в аренду небольшой участок территории Финляндии в районе Ханко для устройства на нем военно-морской базы КБФ, а также уступить Советскому Союзу территорию нескольких финских островов, находившихся в восточной части Финского залива. Просимую территорию предлагалось обменять на вдвое больший участок в Советской Карелии.

Правительство Финляндии не пошло навстречу нашим предложениям. Оно затягивало переговоры, провело мобилизацию страны и увеличило число дивизий на Карельском перешейке до семи. Французские и английские правящие круги продолжали подстрекать Финляндию к войне, обещая ей быструю и действенную помощь.

23 октября, после кратковременной поездки в Финляндию, в Москву вновь прибыл уполномоченный финляндского правительства Паасикиви, причем вместе с ним для продолжения переговоров прибыл и министр финансов Финляндии Таннер.

Но уже 25 октября министерство иностранных дел Финляндии циркулярной нотой поставило в известность советское правительство о том, что территориальные воды Финляндии от меридиана 29° {маяк Сейвястэ - Стирсудден) на вест до меридиана 21°20' (маяк Утэ) минированы, исключая подходов к Суурсаари, Сомери и маяку Нарви и района, прилегающего к морским путям в Ленинград.

В связи с этим 4-му дивизиону эскадренных миноносцев, базировавшемуся на Таллинн, было приказано с 24 октября одним миноносцем начать нести дозор в средней части Финского залива, между меридианом Гельсинки и меридианом острова Суурсаари.

Оглавление

Hosted by uCoz