2. Подготовка и план действий отряда особого назначения.
Командиром отряда особого назначения, сформированного по приказу Военного совета КБФ от 5 ноября, был назначен капитан 1-го ранга Рамишвили, а военным комиссаром отряда - полковой комиссар Павлинский.
Отряд особого назначения состоял из 5 транспортов, 3 самоходных шаланд, 8 буксиров, 23 малых катеров типа "КМ" и 5 моторных барказов. На операцию отряду были приданы 1 лидер, 1 новый эскадренный миноносец, только что вступивший в строй, 5 эскадренных миноносцев 3-го дивизиона, 3 сторожевых корабля, 13 тральщиков, 12 торпедных и 25 сторожевых катеров. Кроме того, авиагруппа отряда особого назначения насчитывала 43 самолета-бомбардировщика, 70 самолетов-истребителей и 26 самолетов-разведчиков.
Для занятия островов Лавансаари и Сейскари командир отряда особого назначения разделил силы на три отряда: лавансаарский под командованием капитана 2-го ранга Александрова, сейскарский, подчиненный капитану 3-го ранга Иванову, и отряд прикрытия с капитаном 2-го ранга Нарыковым во главе. Сам командир отряда особого назначения находился на лидере "Ленинград" и имел при себе сторожевой корабль "Пурга".
10 ноября тылу КБФ было приказано развернув маневренные базы в Усть-Луге и в Пейпия, чтобы корабли и части отряда особого назначения могли перебазироваться ближе к островам Сейскари и Лавансаари. Развертывание этих баз было закончено 12 ноября вечером, а к 10 ноября все корабли и части отряда особого назначения были сосредоточены в передовых базах Пейпия и Усть-Луга.
Штаб отряда особого назначения был фактически сформирован и приступил к работе 10 ноября.
11 и 12 ноября самолеты "МБР-2" 11-й авиаэскадрильи под охраной самолетов-истребителей произвели разведку с фотосъемкой островов Суурсаари, Лавансаари и Сейскари и одновременно осмотрели корабельные фарватеры с целью обнаружения иностранных подводных лодок.
На островах не было замечено никаких укреплении и скопления войск. Но 12 ноября самолеты, летавшие над северной оконечностью острова Суурсаари, были обстреляны ружейным и пулеметным огнем из леса в районе Верхнего Суурсаарского маяка. Одна из пуль попала в самолет командира эскадрильи.
В бухтах всех трех островов не было обнаружено скопления финских судов.
20 ноября начальник штаба отряда особого назначения капитан 1-го ранга Павлович на сторожевом корабле "Буря" произвел рекогносцировку намеченных участков высадки десанта на островах Сейскари и Лавансаари. В походе участвовали и командиры высаживавшихся частей.
Параваннным тралом были обследованы территориальные воды около островов Лавансаари и Сейскари м проход между островами Сейскари и Пенисаари. Мин нигде обнаружено не было.
21 ноября командир Лавансаарского отряда капитан 2-го ранга Александров на сторожевом корабле "Вихрь" произвел повторную рекогносцировку острова Лавансаари.
В этот же день два самолета "МБР-2" 11-й авиаэскадрильи произвели разведку с фотосъемкой островов Сейскари и Лавансаари и снова ничего не обнаружили.
Наступление около 22 ноября резкого похолодания и появившийся лед заставили командование отряда особого назначения отказаться от использования торпедных, сторожевых и десантных катеров и самолетов "МБР-2". В связи с этим с 22 по 25 ноября был, разработан зимний вариант плана действий отряда, исключавший возможность использования катеров и самолетов "МБР-2".
Согласно этому плану лавансаарский отряд должен был принять в Усть-Луге две усиленных стрелковых роты и высадить их на северной стороне острова Лавансаари.
Сейкарский отряд должен был принять в Пейпия одну усиленную стрелковую роту и высадить ее на юго-восточной оконечности острова Сейскари.
Перевод от Усть-Луги и Пейпия до места высадки оба отряда должны были совершить в основном ночью. С утра транспорты должны были идти за тралами. Для этого каждому отряду было придано по несколько тральщиков. Днем, во время высадки, эти же тральщики должны была охранять корабли отряда от подводных лодок противника.
Прикрывать высадку десанта с севера должен был отряд прикрытия, а с воздуха - барраж из 9-12 самолетов-истребителей над каждым островом в течение шести часов.
Начало высадки было назначено на 10 часов утра первого дня войны. Перед высадкой острова Лавансаари и Сейскари должны были подвергнуться обстрелу двух железнодорожных батарей Западного укрепленного района КБФ м бомбардировочному удару 30 самолетов-бомбардировщиков авиагруппы отряда особого назначения.
Для поддержки высаживающегося десанта артиллерийским огнем с моря в лавансаарском отряде находились эскадренный миноносец "Энгельс" и сторожевые корабли "Буря" и "Вихрь", а в сейскарском отряде эскадренный миноносец "Ленин". Эти же корабли после захвата островов Лавансаари и Сейскари должны были захватить острова Сомери и Нарви.
Для разведки системы сухопутной и морской обороны острова Суурсаари намечалось произвести демонстративную высадку одного стрелкового взвода в деревнях Сууркюля и Киискинкюля, находившихся на северо-восточной и юго-восточной оконечностях Суурсаари.
Высадку предполагалось произвести с гидрографического судна "Норд" четырьмя моторными барказами.
Чтобы создать у противника впечатление, что разведывательная операция является действительной высадкой, в составе десантного отряда должен был находиться транспорт "Эльтон", а перед высадкой десанта тридцать три самолета-бомбардировщика авиагруппы отряда особого назначения должны были нанести бомбардировочный удар по острову Суурсаари. Кроме того, пять самолетов-истребителей должны были штурмовыми действиями поддержать высадившийся десант.
Прикрывать всю операцию с моря и производить артиллерийскую и минную разведки должны были миноносцы и базовые тральщики отряда прикрытия.
Схема рекогносцировки участков высадки десанта на островах Сейскари и Лавансаари 20 и 21 ноября 1939 г.