Действия авиагруппы отряда особого назначения начались с рассветом в соответствии с первоначальным планом разведывательной операции.
По этому плану авиагруппа должна была подавить бомбардировочными к штурмовыми действия, огневые точки и живую сипу на острове Суурсаари, прикрыть с воздуха разведывательную операцию и произвести поиск надводных кораблей и подводных лодок противника. Поэтому с 9 часов истребительная авиация начала нести барраж в районе острова Суурсаари, несмотря на то, что там до 10 часов наших кораблей не было. Перед вступлением в барраж летчики наносили удар бомбами малого калибра, сопровождая его огнем пулеметов, по сооружениям., предполагаемым огневым точкам и живой силе на острове Суурсаари. Атаки истребителей перемежались с атаками бомбардировщиков "СБ" и закончились в 15.27. Бомбардировщики произвели атаки последовательными волнами по 6-10 самолетов, и сбрасывали бомбы среднего и малого калибра с высоты 100-300 м.
Всего за 1 декабря для действий по острову Суурсаари было произведено 70 самолето-вылетов бомбардировщиками и 125 истребителями, сброшено 1058 фугасных и осколочных бомб калибром от 8 до 100 кг и израсходовано 63300 пулеметных патронов и 3750 пушечных снарядов ШВАК. Атаками истребителей и бомбардировщиков были вызваны пожары в обеих деревнях и на северном маяке.
В результате зенитного противодействия с острова Суурсаари был сбит один самолет "СБ" и несколько самолетов вернулись с пробоинами.
Разводку севернее острова Суурсаари с 09.40 вели шесть самолетов "СБ" 57-го скоростного бомбардировочного полка. Не найдя кораблей противника, группа произвела бомбардировочный удар по складам горючего на железнодорожной станции Котка и в районе селения Котка обнаружила 3-4 транспорта и 5 малых судов.
Поиски подводных лодок а районе восточной части острова Суурсаари и у острова Нарви производили две пары самолетов "Р-5". Ни в том, ни в другом районе подводные лодки противника с воздуха обнаружены не были. Корабли разведывательного отряда, подойдя к острову Суурсаари перед заходом солнца, около 16 часов открыла по берегу интенсивный артиллерийский огонь с расстояния 20-30 каб. Постепенно корабли подошли к острову на дистанцию 3-4 каб. и прекратили огонь, не встретив сопротивления противника.
Около 17 часов, уже в темноте, базовые, тральщики "Гафель" и "Верп" отбуксировали к берегу шлюпки с посаженным на них разведывательным взводом.
Северная группа разведчиков в составе 1 командира, 12 красноармейцев и 8 краснофлотцев с эскадренного миноносца "Володарский" высадилась в бухте Сууркюля и осмотрела ее побережье, пройдя в глубину острова на 300 м.
Южная группа разведчиков а аналогичном составе высадилась в бухте Кинскиикюля и прошла в глубь острова, по окраине деревни, на 200 м.
Обе группы не встретили никакого сопротивления со стороны противника и около 18 часов вернулись на свои корабли.
Почти все корабли ходили с поставленными параванами, но за все время не подсекли ни одной мины.
Около 19 часов разведывательный отряд закончил разведку и пошел в Лужскую губу. В результате разведки было установлено, что в намеченных пунктах высадки противника нет, а подходы к бухтам свободны от мин. В силу этого Военный совет КВФ приказал отряду особого назначения готовиться к занятию острова Суурсаари 3 декабря.
1 декабря, пока производилась разведка острова Суурсаари, штаб КБФ подготовил, а 2 декабря произвел десантную операцию по занятию острова Суур-Тютерсаари.
Во второй половине дня 1 декабря в Кронштадте был спешно создан отдельный отряд, в состав которого входили транспорт "Пионер", сторожевой корабль "Снег" и три базовых тральщика 2-го дивизиона: "Шкив", "Крамбол" и "Гак".
Командиром отряда был назначен командир бригады торпедных катеров капитан 2-го ранга Чероков.
Приказом от 1 декабря за № 9оп Военный совет КБФ поставил отдельному отряду задачу: "... при поддержке Военно-воздушных сил КБФ и двух сторожевых кораблей дозора восточного Гогландского плеса высадкой стрелковой роты с 11.00 2 декабря захватить остров Большой Тютерс" (см. Дело №3, л. 230).
В этом случае Военный совет КБФ применил более экономный способ решения задачи, чем при занятии островов Лавансаари и Сейскари и при разведке острова Суурсаари. Отказавшись от нанесения предварительного удара с воздуха по неразведанному еще противнику, командование приказало военно-воздушным силам КБФ... "обеспечить противовоздушную оборону высадки десанта на остров Большой Тютерс с 11.00 до 16.00 и иметь в готовности самолеты "СБ" для оказания помощи в случае сопротивления" (см. Дело №3, л. 230).
Данных и наличии на этом острове вооруженных сил противника не имелось, и командование решило произвести высадку у деревни Суур-Тютерсаари со стороны Нарвского залива.
Стрелковая рота была 1 декабря посажена на транспорт, и 2 декабря в 01.35 из Кронштадта вышли сторожевой корабль "Снег" и транспорт "Пионер", а в 04.30 - базовые тральщики, накануне производившие контрольное траление фарватеров №1 и 2.
Ночью в района восточного Суурсаарского плеса пошел густой снег. Весь день 2 декабря продолжалась пурга, и видимость снижалась временами до 1 каб.
Пройдя через проход Хайлода и Нарвскую губу, сторожевой корабль "Снег" и транспорт "Пионер" около 13 часов подошли с юго-востока к острову Суур-Тютерсаари. Здесь их ожидали базовые тральщики, уже осмотревшие подходы к острову.
С 13.25 сторожевой корабль "Снег" с дистанции 42 каб. произвел по берегу 24 выстрела из 102-мм пушек, а затем сбросил две малых глубинных бомбы. В 13.57 началась высадка десанта, для прикрытия которой боевые корабли держались к югу и к востоку от острова.
Противник сопротивления не оказал и через 1 час 20 мин. высадка десанта благополучно закончилась. После этого продолжалась выгрузка десантного имущества. Утром 3 декабря разгруженный транспорт "Пионер" под конвоем базового тральщика "Крамбол" был отправлен в базу через проход Хайлода.
Базовые тральщики "Гак" и "Шкив" в ночь со 2 на 3 декабря несли дозор к востоку и западу от острова Суур-Тютерсаари, а остальное корабли отряда стояли на якоре у деревни Суур-Тютерс.
Сторожевые корабли "Туча" и "Циклон" в этой операции не участвовали, так как 2 декабря из-за пурги не нашли никого на указанном им месте рандеву. В силу этого они вернулись на восточный Суурсаарский плес и продолжали нести дозор.
Авиация также не смогла принять участия к проводившейся операции.
Действия военно-воздушных сил КБФ в этот день вследствие плохой погоды (снег, видимость до 500 м) свелись к отдельным вылетам истребителей и разведчиков для прикрытия главной и маневренной баз и противолодочной обороны. Истребители авиагруппы отряда особого назначения, вылетавшие для повторных штурмовых ударов по острову Суурсаари, не смогли пробиться дальше меридиана Лавансаари. Всего за день истребители 61-й авиабригады в тяжелых метеорологических условиях произвели 75 самолето-вылетов. Впервые с начала войны в восточной части Финского залива в этот день начала работать лодочная авиация, освободившаяся от своего кратковременного "ледяного" плена.
В течение трех дней производилась буксировка четырнадцати самолетов "МБР-2" 58-й авиаэскадрильи на ближайший сухопутный аэродром по испорченной оттепелью 35-километровой дороге. Там самолеты были поставлены на колеса и просмотрены, а затем перелетели на оперативный аэродром.
Перебазирование на тот же оперативный аэродром самолетов 11-й морской ближнеразведочной авиаэскадрильи было произведено опытными летчиками, взлетевшими на облегченных машинах с крайне ограниченной в размерах сухопутной площадки, имевшейся на морском аэродроме эскадрильи. Таким образом в системе военно-воздушных сил КБФ была сформирована новая единица, так называемая группа полковника Бартновского (по фамилии командира), впоследствии переименованная в 15-й авиаполк.
Два "МБР-2" этой группы, вылетавшие 2 декабря для поиска подводных лодок противника до меридиана 27°, не смогли пробиться из-за плохих метеорологических условии и возвратились, на выполнив задания.
1 декабря Военный совет КБФ для занятия острова Суурсаари приказал организовать отряд особого назначения №2 под командованием капитана 2-го ранга Нарыкова и под общим руководством капитана 1-го ранга Рамишвили в качестве командира десантной операции.
Отряд особого назначения №2 состоял из пяти транспортов, четырех буксиров и четырех моторных барказов. Кроме того, в состав отряда входили новый эскадренный миноносец "Стерегущий" (капитан 2-го ранга Нарыков), пять эскадренных миноносцев третьего дивизиона, три сторожевых корабля, шесть сторожевых катеров типа "МО", 43 самолета-бомбардировщика, 70 самолетов-истребителей и 26 самолетов-разведчиков.