Оглавление

Полковник Люитинен считал, что батарея 18 декабря к концу дня была небоеспособна.

Подавлению батареи много способствовало то обстоятельство, что наши артиллеристы заметили ее командный пункт. Но так как подавление не сопровождалось занятием острова, то использовано оно не было и, к сожалению, успех не был развит: для этого необходимо было высадить десант.

На следующий день, 19 декабря, операция эскадры была продолжена, нов несколько измененном составе сил.

В операцию были назначены линейный корабль «Марат», лидер «Минск», эскадренные миноносцы «Стерегущий», «Карл Маркс», «Артем», «Энгельс» и «Ленин», сторожевые корабли «Туча», «Буря», «Пурга» и четыре базовых тральщика.

Линейному кораблю разрешалось израсходовать 120 фугасных снарядов. Позиция его для обстрела была выбрана та же, что и в операции 18 декабря.

Лидер «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий» должны были подавлять вновь обнаруживаемые огневые точки на о. Биэрке. Их позиция была назначена в том же районе, что и на операции 18декабря. Эскадренным миноносцам «Карл Маркс», «Артем» и «Энгельс» ставилась задача произвести до начала обстрела траление района маневрирования линейного корабля, а после этого нести противолодочное охранение эскадры вне зоны обстрела батареи с юга и востока.

Остальные корабли предназначались для охранения линейного корабля. Кроме этого, с момента выхода линейного корабля за кромку льда два самолета беспрерывно несли противолодочную оборону.

Авиация обеспечивала линейный корабль, и, кроме того, самолеты корректировали его артстрельбу.

Военно-воздушные силы КБФ должны были:
а)  уничтожить в течение дня береговую батарею Сааренпя;
б)  прикрывать с воздуха действия эскадры.

В приказе командующего военно-воздушными силами задача уничтожения батареи Сааренпя решалась двухкратным вылетом самолетов «СБ» 57-го бомбардировочного полка и ударом одной эскадрильи «ДБ-3» 1-го минно-торпедного авиационного полка со взаимодействующими истребителями 61-й авиабригады.

Прикрытие эскадры с воздуха предусматривалось более усиленное, нежели было 18 декабря.

Благоприятные метеорологические условия в день операции, а именно - высокая облачность, доходившая по Финскому заливу до 4000 м, и отличная видимость давали возможность для более интенсивных действий авиации.

Первыми в 09.36 вылетели истребители для несения барража над эскадрой и в течение дня охраняли ее от ударов противника с воздуха. На переходе и при маневрировании эскадра прикрывалась 12-15 самолетами.

Поиск подводных лодок противника в районе маяка Шепелевский осуществлялся шестью самолетами «МБР-2», вылетавшими попарно. В 11.58 для охраны линейного корабля от нападений подводных лодок противника, вылетело два самолета «МБР-2» и, держась на высоте 200-400 м, вплоть до ухода эскадры несли ее охрану.

Рано утром эскадренные миноносцы «Карл Маркс», «Артем» и «Энгельс» вышли из Главной базы для траления района маневрирования линейного корабля.

В 09.44 снялся с якоря на Большом Кронштадтском рейде и вышел в море линейный корабль «Марат». В кильватер ему шли лидер «Минск» и эскадренные миноносцы «Стерегущий» и «Ленин».

Видимость была хорошая, небо чистое, на море был ветер силой 5 баллов. За кромкой льда к линейному кораблю присоединились сторожевые корабли и тральщики, которые заняли свои места, согласно походному ордеру. В 11.00 корабли эскадры поставили параваны, и линейный корабль с охранением пошел 12-узловым ходом на позицию. Корабли охранения начали периодически сбрасывать глубинные бомбы.

Лидер «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий», отделившись от эскадры, 24-узловым ходом пошли на свою позицию.

В это время наша авиация уже наносила удары по батареям противника. В 09.40 был произведен штурмовой налет на о. Биэрке девятью самолетами 13-й истребительной авиационной эскадрильи, почти совпадающий по времени с бомбовым ударом звена «СБ» 57-го бомбардировочного полка. Истребители, также как и 18 декабря, при подходе к цели рассредоточились на звенья, самостоятельно действовавшие по живой силе и огневым точкам.

Пикируя с высоту 800-900 м, они бомбами в 32 кг, орудийным и пулеметным огнем подавляли огневые точки противника, облегчая задачу бомбардировщикам, действовавшим тотчас вслед за ними. Атаки бомбардировщиков, начавшиеся в 09.41, производились с высот от 1000 до 4000 м.

Кроме атак 24 самолетов «СБ» 57-го бомбардировочного полка (начавшихся в 09.41) в 12.45 был произведен налет на батарею Сааренпя шестью самолетами «ДБ-3». Они же при повторном вылете, совместно с истребителями, бомбили батарею Торсаари.

В 15.20 закончились штурмовые и бомбардировочные действия авиации по батареям. Вследствие более эффективных действий истребителей, обстрел противником наших самолетов, производившийся трассирующими пулями и снарядами, был значительно слабее, нежели 18 декабря; самолеты возвратились на свои базы без потерь, с незначительным числом пробоин у нескольких «СБ».

Тем временем эскадра продолжала движение.

Лидер «Минск» и эскадренный миноносец «Стерегущий» в 12.5  (так в тексте, прим. ВВС) пришли на свою позицию и маневрировали на расстоянии 120 каб. от батареи на противолодочном зигзаге. Так как новых огневых точек на о. Биэрке корабли не обнаружили, то и огня они не открывали, а при маневрировании периодически сбрасывали глубинные бомбы.

В 12.58 линейный корабль установил связь с самолетом-корректировщиком. Дважды вылетавший перед этим самолет был принужден возвращаться на аэродром, вследствие неисправности радиостанции.

В 13.22 эскадра повернула на боевой курс (ИК=35°) и через 3 минуты линейный корабль с дистанции 120 каб. открыл огонь по батарее Сааренпя. В это время самолет-корректировщик получил следующее ошибочное сообщение с «Марата»: «открываю огонь по броненосцу» вместо «Открываю огонь по береговой батарее». Сбитый с толку экипаж начал производить поиск броненосцев береговой обороны, и только после того, как по первым залпам линейного корабля убедился, что произошла ошибка, вновь вернулся к эскадре и приступил к корректировке стрельбы, пропустив, таким образом, несколько залпов. Высота полета 2500 м и отличная видимость давали возможность экипажу самолета успешно вести корректировку, определяя место батареи по вспышкам ее ответного огня.

В 13.30 неприятельская батарея с дистанции 118 каб. открыла огонь по линейному кораблю. Она вначале стреляла из одного орудия, а затем перешла на двухорудийные залпы. Первые снаряды падали с большими недолетами, но вскоре начались небольшие перелеты.

Линейный корабль начал обстреливать правое стрелявшее орудие батареи противника.

В 13.32 эскадра увеличила скорость хода до 16 узлов. Через 13 мин. с момента открытия огня линейным кораблем одно орудие неприятельской батареи было приведено к молчанию. Как выяснилось после войны, орудие №5 было засыпано песком и землею. Прислуга этого орудия была выведена из строя. Линейный корабль перенес огонь на левое стрелявшее орудие этой батареи.

В 13.40 двухорудийный залп батареи накрыл линейный корабль, Эскадра уменьшила скорость хода до 12 узлов. Через 5 минут линейный корабль прекратил огонь и повернул на обратный курс 215°.

В 13.49 огонь по батарее был возобновлен. Ее ответные двухорудийные залпы стали падать близко от линейного корабля, а отдельные залпы накрывали его, поэтому эскадра увеличила скорость хода до 18 узлов.

: В 13.58 линейный корабль дал 37-й залп и закончил обстрел, так как полностью израсходовал назначенный на операцию боезапас, выпустив 136 фугасных снарядов.

KBFFin39040.jpg

Базовый тральщик Балтийского флота. 1939 год.

Оглавление

Hosted by uCoz