Оглавление

К осту от подводной лодки «Щ-324», на позиции №6, несла боевую вахту подводная лодка «Щ-323». 10 декабря, ночью, она ушла с позиции для определения места по маякам о. Хиума. В 03.40 в расстоянии 33 каб. был обнаружен транспорт. Сблизившись с ним, лодка сделала запрос, но транспорт не отвечал и, по донесению командира лодки, увеличил ход. По транспорту был открыт беглый огонь только из одного 45-мм орудия, так как вторая пушка обмерзла и не могла стрелять. На потопление транспорта было израсходовано 160 снарядов. Стрельба велась на дистанции от 8 до 3 каб. Это был эстонский транспорт, шедший вне зоны блокады, в 28,5 милях к норду от маяка Ристна. Следует обратить внимание на большое число выпущенных снарядов, что объясняется их малым калибром.

10 декабря были потоплены вне зоны блокады два транспорта: шведский - подводной лодкой «Щ-322», и эстонский - подводной лодкой «Щ-323». В связи с этим 13 декабря Народный Комиссар ВМФ флагман флота 2 ранга Н. Г. Кузнецов приказал Военному совету КБФ точно выполнять распоряжение правительства о зоне блокады от 8 декабря и запретить подводным лодкам топить и обстреливать вне зоны блокады суда нейтральных стран.

В эти дни в Ботническом заливе действовали две подводные лодки: «Щ-319» - у Кристинна и «С-1» у Раума. И если первая не имела встреч с транспортами и кораблями противника, то вторая с 6 по 10 декабря видела восемь транспортов и один парусник на больших расстояниях, а 10 декабря атаковала и потопила неизвестный транспорт под германским флагом, с закрашенными надписями на носу и корме. Командир лодки капитан-лейтенант Трипольский выпустил по транспорту три торпеды, из которых одна прошла под носом транспорта, а две - под килем. Это объясняется неисправностью приборов управления горизонтальными и вертикальными рулями торпеды. Транспорт был потоплен огнем 100-мм и 45-мм орудий с расстояния 8-10 каб. Всего было израсходовано четыре 100-мм и тридцать пять 45-мм снарядов. С момента выпуска первой торпеды до момента потопления транспорта в точке 61°05',5 N; 20°51',0 Ost, прошло 1,5 часа.

Подводная лодка «Щ-319», у которой топливо было на исходе, 10 декабря покинула позицию и направилась в базу. На подходах к проливу Южный Кваркен лодка наблюдала движение конвоев и корабли дозора. Лодка форсировала пропив днем 12 декабря в подводном положении на глубинах 25-40 м и неоднократно касалась грунта и ударялась о подводные скалы. Потеряв ориентировку, лодка прошла через юго-восточный угол минного заграждения, выставленного шведами 6 декабря. На глубине 30 м вдоль всего корпуса лодки ясно слышался характерный шум от скольжения минрепа. Во время следования Оландским морем лодка видела огни восьми-девяти транспортов и нескольких военных кораблей, классы и типы которых опознать не удалось. 14 декабря лодка вернулась в Таллинн.

Подводная лодка «С-1» оставалась на позиции до 15 декабря. Дважды над ней пролетали самолеты типа «Юнкерс-43», от которых она уходила на глубину. Прорываясь через пролив Южный Кваркен днем 15 декабря на перископной глубине тем же проходом, что и «Щ-319», а именно, между маяком Меркет и банкой Норра-Санкан, подводная лодка «С-1» видела шведский миноносец, канонерскую лодку типа «Уусимаа», четыре сторожевых патера, самолет и конвой из двух транспортов, тральщика и трех кагоров. Пройдя Южный Кваркен, лодка совершила переход через Оландское море и среднюю часть Балтийского моря и 16 декабря пришла в место своего постоянного базирования - в Лиепайю.

Краткие выводы

Занятием островов наш флот расширил операционную зону в Финском заливе и, в частности, создал себе более выгодные условия для поддержки левого фланга 7-й армии.

Приобретя новые базы в западной части Балтийского театра, флот получил возможность, опираясь на них, более широко и полно развернуть операции по блокаде южного и западного побережья Финляндии.

Господствующее положение нашего флота не позволило противнику действовать против советского побережья и наших коммуникаций.

Создав устойчивый оперативный режим (мероприятия по охране баз, коммуникаций и побережья, а также активность в наступательных операциях), наш флот окончательно парализовал надводные корабли и авиацию противника в Финском заливе.

Для обеспечения декабрьской операции 7-й армии Краснознаменный Балтийский флот использовал все имевшиеся в его распоряжении силы и средства, но обстановка, в которой пришлось проводить операции, не дала возможность достичь желаемых результатов.

Узлом операции по поддержке фланга 7-й армии на этом этапе были береговые батареи укрепленного района Виипури, которые прикрывали правый фланг и ближайший тыл противника. Против этих батарей и в первую очередь против 254-мм батареи Сааренпя КБФ сосредоточил артиллерийский огонь эскадры и авиацию.

Неудовлетворительное состояние разведывательного дела на флоте, в том числе и неподготовленность авиации к фотосъемке в условиях противодействия противника, отсутствие пикирующих бомбардировщиков, плохие метеорологические условия и неизвестное в то время точечное расположение орудий 254-мм батареи Сааренпя - не дали возможность правильно организовать борьбу с береговыми батареями противника.

Подавление на одни сутки батареи Сааренпя, достигнутое в результате операции 18 декабря, создало выгодные условия, при которых была целесообразна высадка десанта на о. Биэрке для окончательного уничтожения этой батареи.

С 20 декабря армии противника удалось на отдельных участках фронта перейти к активным действиям. Наша армия вскоре ликвидировала эти действия и начала подготовку к более мощному удару по «линии Маннергейма».

Тяжелые ледовые условия не позволили больше кораблям эскадры принять участие в подавлении береговых батарей. В этих условиях борьба на коммуникациях противника приобретала особо важное значение.

Первая неделя блокады Финляндии показала, что противник беспрепятственно поддерживал судоходство по шхерным фарватерам Ботнического залива.

Действия наших подводных лодок оказались малоэффективными. Потопление 10 декабря трех транспортов, из которых два принадлежали нейтральным странам, не имело никакого влияния на интенсивность морских сообщений Финляндии.

В стыке фарватеров Або-Аландского архипелага и шведских шхер - в проливе Южный Кваркен, где дневное и ночное движение конвоев противника было особенно оживленным, Финляндия, при активном участии Швеции, организовала противолодочный барраж из мин заграждения, корабельных и воздушных дозоров и светового наблюдения. Организацией этого барража, усиленного впоследствии постановкой минного заграждения к осту от маяка Меркет, противник пытался, закупорить вход в Ботнический залив от проникновения наших подводных лодок.

В этих условиях для повышения эффективности блокады необходимо было искать новые пути и средства.

16 декабря Народный Комиссар ВМФ флагман 2 ранга Н. Г. Кузнецов, с целью усиления блокады и полного прекращения морских сообщений между прибалтийскими странами и Финляндией, указал Военному совету КБФ на необходимость более деятельного использования надводных кораблей, а также военно-воздушных сил, и приказал:
а)  расширить зону блокады, включив в нее Або-Аландский архипелаг;
б)  перебазировать в Палдиски 18 бомбардировщиков и 15 истребителей;
в)  подготовить минно-заградительную операцию с самолетов в районе Турку.

Этими мероприятиями снимались ограничения с подводных лодок, действовавших в районе Або-Аландского архипелага, и значительно усиливался состав воздушных сил для ударов по портам и транспортам противника в этом архипелаге и в других шхерных районах Финляндии.

На основе указаний Народного Комиссара, командующий флотом флагман 2 ранга В. Ф. Трибуц принял решение послать в Ботнический залив четыре подводные лодки, не ослабляя режима в Финском заливе и Балтийском море, включить в систему блокады легкие надводные силы и выделить для действий авиации полосу побережья и прилегающий к ней шхерный район от Ханко до Вааса.

Подводные лодки, бомбардировочная авиация и эскадренные миноносцы, выполняя одну и ту же задачу, были развернуты таким образом, что составили как бы три линии блокады: подводными лодками - вдоль опушки шхер, от Хельсинки до Вааса, миноносцами - мористее позиций подводных лодок в Балтийском море, а именно, в районе маяков Богшер-Осмуссар, и авиацией - вдоль побережья от Хельсинки до Вааса.

Авиация должна была уничтожать транспорты противника в шхерах, а подводные лодки и эскадренные миноносцы - при выходе из шхер. Кроме того, на авиацию возлагалась задача бомбардировки портов и разведка.

Оглавление

Hosted by uCoz