12 декабря ночью, в 02.30, в расстоянии 20 каб. был обнаружен неизвестный транспорт. Лодка легла на курс сближения и сигналами потребовала застопорить ход, назвать национальность и порт назначения. Транспорт не ответил и увеличил ход. Командир лодки решил атаковать его торпедой и в 03.50 с дистанции 3-4 каб. произвел торпедный выстрел. В момент залпа лодка находилась на циркуляции, и торпеда, выпущенная без ночного прицела (их на лодках не было) прошла мимо цели. Командир приказал открыть артиллерийский огонь, но повторилось то, что имело место несколько дней тому назад, - пушки обледенели и замки не открывались. С помощью кипятка орудия были приведены в боеспособное состояние, и по транспорту был открыт огонь. После четвертого выстрела транспорт остановился и при осмотре оказался германским, а потому был отпущен.
Подводная лодка оставалась на позиции еще трое суток, в течение которых встреч с кораблями и транспортами не имела. 15 декабря она была отозвана в Таллинн.
В то время как на позиции у Хельсинки действовала подводная лодка «Щ-322», на остальных четыре позициях в Финском заливе беспрерывно находились подводные лодки типа «М». Восемь подводных лодок этого типа обслуживали четыре позиции, а с 15 декабря - пять позиций.
Лодки действовали в две смены, оставаясь на позициях по 4-5 суток. Подводная лодка «М-72» пробыла на позиции 8 суток. Ни один транспорт и военный корабль противника не были встречены лодками.
Деятельность подводных лодок типа «М» поучительна с точки зрения проверки материальной части и приобретения личным составом опыта и навыка боевых действий в зимних условиях. Приведем наиболее характерные случаи.
18 декабря в море находились четыре подводные лодки типа «М». В этот день ветер развел волну в 6-7 баллов. Лодка не могла держаться на позиции и укрылась от шторма в бухте Какумеэ-Лахт, расположенной к западу от Таллинна. 19 декабря лодка выходила на позицию, но шторм усилился, и она вновь укрылась в бухте. Подводная лодка «М-80» штормовала в районе Хельсинки и 19 декабря укрылась в бухте Хара-Лахт. На следующий день она вместе с подводной лодкой «М-73» была отозвана в базу. Подводная лодка «М-77» два дня штормовала на позиции у маяка Седершер. Электролит под действием волны и значительных кренов был пролит, и лодка 19 декабря вернулась в базу. Только одной подводной лодке «М-74» удалось продержаться на позиции, у маяка Юссаре, в течение четырех штормовых дней, с 18 по 22 декабря. Командир лодки старший лейтенант Сазонов бессменно стоял вахту на мостике, так как штурман укачался. Но уберечь электролит от расплескания не удалось, и лодка 22 декабря была отозвана в базу.
После того как подводными лодками было установлено, что шведский флот не проявляет активности, а транспорты противника не ходят Балтийским морем, четыре позиции у шведского побережья с 5 декабря были упразднены. В Балтийском море подводными лодками было занято пять позиций, в том числе одна в проливе Южный Кваркен. Кроме позиции №6 у маяка Утэ, остальные находились вне зоны блокады.
В Оландском море для прохода подводных лодок в Ботнический залив был оставлен коридор, расположенный вдоль шведского берега в общем направлении норд-вест, зюйд-ост.
На позициях №6, 7 и 8 лодки находились непрерывно; позиция №15, у Ландсорта, была упразднена 16 декабря.
В проливе Южный Кваркен, на позиции №11, действовала подводная лодка «Щ-318». Лодка вышла из Таллина 4 декабря, поздно ночью, и через полтора дня пришла в Оландское море. На пути следования на позицию, около 24 часов 5 декабря, в районе маяка Богшер, она встретилась и разошлась с подводной лодкой «Щ-324», находившейся на позиции №8.
В Оландском море, у маяка Седерарм, в ночь на 6 декабря, подводная лодка «Щ-318» наблюдала работу берегового прожектора и видела силуэты двух неопознанных кораблей. В течение дня 6 декабря и в ночь на 7 декабря в районе маяка Гислан лодка несколько раз обнаруживала два шведских миноносца типа «Врангель», ходивших переменными курсами. Миноносцы, по-видимому, тоже обнаружили лодку, так как однажды, при всплытии под перископ, лодка показала рубки в небольшом расстоянии от них.
После нескольких повторных донесений о том, что на позиции держаться нельзя, лодке 8 декабря в 05.10 было разрешено покинуть позицию и вернуться в Таллинн.
Можно предполагать, что шведы в это время в проливе Южный Кваркен ставили минные заграждения, о чем они объявили 6 декабря.
Возможно и то, что через пролив из Швеции в Финляндию шли транспорты с особо ценным грузом, и для обеспечения этих операций на линии маяков Гислан-Свартклуббен был выставлен дозор из двух миноносцев, с которыми лодка «Щ-318» имела несколько указанных выше встреч.
Из донесений подводных лодок «Щ-319» и «Л-1», успешно действовавших в Оландском море, на позициях №11 и №7 в первые дни войны, было известно, что движение транспортов в Оландском море и проливе Южный Кваркен было весьма оживленным. В течение дня лодки наблюдали от 10 до 20 транспортов, шедших вдоль шведского побережья и по шхерным фарватерам, вдоль побережья о. Оланд. Поэтому действия лодок в Оландском море приобретали особую значимость. 16 декабря восточная часть Оландского моря и весь Або-Аландский архипелаг были включены в зону блокады.
В то время как подводная лодка «Л-1» действовала в Оландском море, где, кстати сказать, она пробыла до 13 декабря, к осту от нее, на позиции №8, находилась подводная лодка «Щ-324». В первый же день пребывания на позиции, 5 декабря ночью, у знака Фесториэ, лодка обнаружила в перископ на расстоянии 3-4 каб. неизвестную подводную лодку в надводном положении, похожую по силуэту на наши подводные лодки типа «С». Командир лодки капитан-лейтенант Коняев оказался в трудном положении. Он знал, что два дня назад из Таллинна на позицию №8 вышла наша подводная лодка «С-1» и что ей вскоре после выхода из базы было приказано идти в Ботнический залив. Вместе с тем он допускал, что подводная лодка «С-1» в Ботнический залив еще не ушла и находится на позиции №8.
Приняв обнаруженную неизвестную подводную лодку за «С-1», командир отказался от атаки и донес об этом в штаб флота. После того как было выяснено, что подводная лодка «С-1» находится в Ботническом заливе, стало очевидно, что неизвестная подводная лодка принадлежала противнику и по силуэту более всего походила на подводную лодку типа «Ветехинен».
Через четыре дня подводная лодка «Щ-324» в том же районе в 11.36 вновь обнаружила и сразу опознала подводную лодку типа «Ветехинен», находившуюся в надводном положении. Расстояние до нее не превышало 12 каб. Командир лодки «Щ-324», находясь под перископом, пошел в атаку. Во время циркуляции лодка потеряла плавучесть и ушла на глубину 15 м. Выровняв подводную лодку и всплыв под перископ, командир увидел, что подводная лодка противника уходит от него к шхерному фарватеру у знака Фесториэ, где она и скрылась. Четырехдневные ожидания в этом районе не дали результата, так как подводная лодка противника больше не появлялась.
Подводная лодка типа «М» в Финском заливе