Оглавление

Для подавления батарей с точечным расположением орудий необходима специальная организация средств атаки во взаимодействии с авиацией. (См. текст третьего пункта ст. 342 БУМС на стр. 304-305.)

Подавления батареи легче достигнуть при взаимодействии по месту и времени артиллерийского огня и авиации.

Для уничтожения батареи после ее подавления необходимо высадить десант.

Переходя к выводам по содействию левому флангу нашей армии огнем канонерских лодок, необходимо вспомнить, что эти корабли были мобилизованы за месяц до начала военных действий и переоборудованы из шаланд. Личным составом они были укомплектованы после мобилизации.

Несмотря на то, что канонерские лодки не могли занимать при обстрелах выгодных позиций, и их огонь, как правило, не корректировался, действия их оказали существенную помощь при продвижении частей нашей армий, действовавших на прибрежном участке.

4. Операции подводных лодок и авиации в начальный период блокады

В день объявления блокады Финляндии, то есть 8 декабря 1939 г., на позициях находились 11 подводных лодок. В Ботническом заливе, у портов Раума и Кристинна, крейсировали подводные лодки «С-1» и «Щ-319»; в Оландском море действовала подводная лодка «Л-1», выставившая 1 декабря в районе о. Нюхами две минные банки. В средней части Балтийского моря были развернуты три подводные лодки: «Щ-324» - к северу от маяка Богшер, «Щ-323» - в районе маяка Утэ и «Щ-320» на южных подходах к Стокгольму. В Финском заливе действовало пять подводных лодок: «М-74» - у маяка Бенгтшер, «М-77» - у маяка Юссаре, «М-75» - к югу от полуострова Поркаллаудд, «Щ-322» -на подходах к Хельсинки и «М-72» - у маяка Сэдершер.

Авиация, участвовавшая в блокаде, базировалась на следующие аэродромы: Палдиски - 44-я авиаэскадрилья и Кихельконна (на о. Сааремаа) - 15-я авиаэскадрилья. В Лиепайе - 43-я авиаэскадрилья не принимала участия в блокаде так как была удалена от берегов противника на большое расстояние. 44-я и 15-я авиаэскадрильи 10-й авиабригады, в составе которых, также как и в Лиепайе, входили самолеты-разведчики типа «МБР-2», имели две задачи: разведку кораблей и транспортов в устье Финского залива и в средней части Балтийского моря и бомбардировку береговых батарей, железных дорог и аэродромов противника, расположенных на островах и на территории Финляндии в районе Ханко - Турку.

Как с количественной (28 самолетов, из которых 8-10 постоянно находились в ремонте), так и с качественной стороны (малая скорость и грузоподъемность) эти две эскадрильи представляли незначительную силу и не могли оказать какого-либо существенного влияния на морские и железнодорожные сообщения противника. Выполняя поставленные задачи, 44-я и 15-я авиаэскадрильи в период с 5 по 19 декабря произвели несколько бомбардировочных атак по батареям Руссарэ, Утэ и Эрэ, по железным дорогам в районе Ханко-Турку и аэродрому на о. Юрмо.

Вследствие плохой видимости и отсутствия фотографий, результаты этих атак установить не удалось.

Противодействие противника выражалось в беспорядочной стрельбе зенитной артиллерии, от которой наши самолеты не имели повреждений.

Разведка устья Финского залива и средней части Балтийского моря подтвердила сообщения подводных лодок о прекращении движения транспортов противника открытыми водами и о переносе морских сообщений в шхеры.

Эскадренные миноносцы отряда легких сил до 16 декабря продолжали нести дозор в западной части Финского залива, на линии маяков Кэри-Вайндло, и несколько раз конвоировали наши транспорты из Кронштадта в Таллин и Лиепайю и обратно. Крейсер «Киров» с двумя эскадренными миноносцами находился все время в Лиепайе.

Таким образом блокада побережья Финляндии была начата и продолжала осуществляться одними подводными лодками.

Главным препятствием для их действий были шхеры, по фарватерам которых противник перевозил войска, вооружение и другие виды военного снабжения для питания фронта. Другим неблагоприятным обстоятельством были суровые зимние условия плавания с многочисленными штормами, плохой видимостью, сильными морозами и большой продолжительностью темного времени. Наконец, полное отсутствие практически плавания в Ботническом заливе, отсутствие лоции и подробных карт этого залива, затрудняли боевую деятельность подводных лодок.

Операции их по блокаде Финляндии проводились в трех направлениях: в Финском заливе, в открытом море и в Ботническом заливе.

Из пяти позиций подводных лодок в Финском заливе в зоне блокады находились только две: №4 у мыса Юссаре и №5 у маяка Бенгтшер. Остальные три позиции (№1, 2 и 3) оставались за пределами зоны блокады. Находясь на этих позициях, лодки должны были действовать по призовому праву.

На указанные позиции посылались подводные лодки типа «М», базировавшиеся на Палдиски. В одном только случае на позицию №2 была послана подводная лодка «Щ-322», действия которой представляют наибольший интерес, так как она применяла оружие.

Командир этой подводной лодки капитан-лейтенант Полещук перед выходом из Таллинна получил задание действовать против транспортов любых наций решительно и смело. Граница зоны блокады была ему передана с искажением.

Вместо установленной правительственным распоряжением границы зоны, проходившей в Финском заливе по меридиану 23°50',0, командир лодки получил иную зону, а именно, проходившую по меридиану 27°. Эта ошибка произошла при передаче радиограммы Военного совета КБФ из Кронштадта в Таллинн на имя заместителя командующего КБФ капитана 1 ранга Алафузова.

8 декабря подводная лодка «Щ-322» вышла из Таллинна и в тот же день в 20.05 встретила в районе своей позиции у Хельсинки неизвестный транспорт. Было темно. Транспорт шел курсом W, на расстоянии 20-25 каб. от лодки, находившейся в надводном положении. Вследствие невозможности выхода в торпедную атаку командир лодки решил уничтожить транспорт артиллерийским огнем, но этого сделать не удалось так как орудия обмерзли и не были готовы к немедленному действию.

Расстояние между лодкой и транспортом увеличивалось, и последний вскоре скрылся в темноте. На следующий день в 03.20 лодка остановила немецкий транспорт «Бремен», шедший в Ленинград и, опознав, отпустила его.

Днем 9 декабря и в ночь на 10 декабря в районе Хельсинки стоял густой туман. Дальность видимости не превышала 5 каб. и доходила до 0,5 каб. В 19.30 лодка погрузилась и легла на грунт на глубине 50 м. Через 3,5 часа она всплыла и провентилировала помещения. Туман продолжал держаться и видимость не превышала 0,5 каб. В 00.25 10 декабря лодка вновь легла на грунт в 59°43',4 N; 24°42',2 Ost и пролежала в течение 7 час.

Днем 10 декабря туман несколько рассеялся, видимость улучшилась. Ввиду того, что финские огни маяков не горели лодка для определения места ходила к южному берегу Финского залива.

В 22 часа по пеленгу S с подводной лодки был замечен в расстоянии 30 каб. силуэт большого транспорта, шедшего в вестовом направлении. Командир лодки лег на курс сближения, и через 20 минут расстояние до транспорта уменьшилось до 15 каб. С лодки был дан сигнал фонарем Семенова: «Немедленно застопорить ход». Транспорт не отвечал и, увеличив скорость хода, продолжал уходить от лодки на W. В это время навстречу показался второй транспорт, который сделал догоняемому запрос о пути следования, национальности и названии, но он тоже не получил ответа. Это дало основание командиру лодки предполагать, что догоняемый им транспорт не хочет себя объявить, и что он принадлежит противнику. Встречный транспорт, не получив ответа на свой запрос, сообщил, что он германский и идет в Ленинград. Разойдясь с ним, командир лодки увеличил ход до полного и начал нагонять большой транспорт, ушедший несколько вперед.

Погоня продолжалась более часа. Лодка развивала самый полный ход. Подшипники главных механизмов начали греться, температура их повысилась до +62°С. Расстояние между лодкой и транспортом уменьшилось. Наконец, лодка обогнала транспорт и, развернувшись, атаковала его торпедой из носового аппарата с дистанции 6-7 каб. В 23.56 последовал взрыв и через 1 мин. 40 сек. транспорт водоизмещением в 10.000 тонн пошел ко дну. Торпеда попала в борт в районе грот-мачты. Транспорт был потоплен в точке 59°42',1N; 24°26',4Ost, то есть в 17 милях от позиции лодки. Позже стало известно, что это был шведский транспорт, шедший из Финляндии с грузом целлюлозы.

Прошло два дня, в течение которых лодка встреч не имела. Погода улучшилась, небо прояснилось, мороз крепчал. На подводной лодке «Щ-322» боевая работа не прекращалась.

Оглавление