Оглавление

NarvaBot001.jpg NarvaBot002.jpg

«Бот царя Петра» (на выставке в Государственном морском историческом музее)

Сверху нос ботика имеет овальную форму, и он довольно полный, корма же относительно неширокая и имеет узкий наклонный транец. Два верхних пояса обшивки с обеих сторон кормы выходят за транец и соединяются между собой поперечной планкой, к которой, видимо, раньше крепился особый щит - картуш, с вырезанным на нем гербом или вензелем владельца судна. К сожалению, верхняя часть планки сколота, поэтому отсутствует и картуш, который мог бы указать на принадлежность ботика какому-либо владельцу или стране. Подводная часть судна имеет хорошо обтекаемые обводы и больную килеватость. Последнее указывает на то, что это именно морская шлюпка, а не речная лодка.

Внутри шлюпки расположены четыре поперечные и две продольные банки, предназначенные для гребцов и пассажиров, и отдельное сиденье в корме для рулевого. Банки уложены на подлегарсы и скреплены с бортами железными кницами. Под кормовыми продольными банками устроены рундуки, в которых хранились шлюпочные принадлежности и припасы. Вдоль кромок поперечных банок сделаны небольшие выемки, на которые укладывались дополнительные продольные банки, две из которых сохранились. Небольшая палуба имеется только в носу.

На обоих бортах ботика сохранились следы уключин, судя по которым их было пять: две на левом и три на правом борту. Они были сделаны в виде вбитых попарно в планширь дубовых штырей, так называемых «кочетов». Вёсла же были потеряны вместе с другими предметами снаряжения ещё под Нарвой, поэтому сейчас невозможно установить их точные размеры и форму, но вряд ли они чем-то отличались от обычных шлюпочных. Может быть только декоративной отделкой? Кроме вёсел и гребли, ботик мог передвигаться с помощью парусов и ветра, на что указывает небольшое квадратное углубление в кильсоне - степс, предназначенный для установки лёгкой съёмной мачты. Но так как сама мачта и другие части парусной оснастки отсутствуют, то также невозможно установить её тип и размеры. Однако, по многочисленным аналогам можно предположить, что ботик имел оснастку гафельного шлюпа, состоящего из четырёхугольного грота и одного-двух треугольных парусов: Стакселя и кливера. Управлялось судно обычным навесным рулём с продольным румпелем. Два небольших отверстия в транцевой доске, видимо, предназначались для проводки сорлиня, служащего для удержания руля в тех случаях, когда он соскакивает с рулевых петель.

На ботике довольно хорошо сохранились следы его прежней окраски и фрагменты изящной деревянной резьбы, покрытой позолотой. Судя по ним, внутри судно почти полностью выкрашено в красный цвет, снаружи, за исключением ширстрека, - в коричневый. На бортах, на уровне ватерлинии, белой краской нарисованы бегущие волны, регели же окрашены в серо-голубой цвет. С внутренней стороны, на расположенной под планширем планке, в прямоугольных рамках помещены морские мотивы, написанные в нежных серо-голубых тонах, по восемь на каждом борту и один на застойной доске. Сюжет рисунков везде одинаковый: море и плывущие по нему корабли под раздутыми парусами, но форма - различная. Снаружи, по ширстреку, между регелями проходит полоса позолоченного резного орнамента, из листьев и завитков аканта. А на носу и корме располагались позолоченные резные фигурки наяд (русалок). Однако большая часть декоративной резьба сейчас утрачена, особенно пострадали фигурки наяд, но её отсутствующие части легко угадываются по сохранившимся фрагментам и следам их прежнего нахождения на бортах шлюпки.

Согласно обмерным чертежам, изготовленным сотрудником Государственного морского исторического музея в Стокгольме Оддом Свендсеном (выпущены музеем в 1994 году), основные современные размерения ботика следующие: длина наибольшая - 5,02 м, длина между перпендикулярами (штевнями) - 4,84 м, ширина по миделю - 1,47 м, высота по миделю - 0,76 м, наибольшая высота (форштевня) - 1,23 м.

В Королевском арсенале «Бот царя Петра» находился до 1866 года, когда из-за нехватки подходящего места для его хранения был перевезён на территорию Стокгольмской военно-морской базы. Но в 1922 гору ботик вновь был возвращён в Королевский арсенал и хранился там до 1986 года, когда был передан Государственному морскому историческое музею. Весной следующего года, через 287 лет почти полного забвения, эта старинная шлюпка, была, наконец, выставлена в одном из залов музея, став одним из наиболее интересных его экспонатов. Если даже «Бот царя Петра», шведский трофей Нарвского сражения 1700 года, и не принадлежал лично русскому царю Петру I, то всё равно он имеет самое непосредственное отношение к его эпохе, к тому же это и уникальный памятник судостроения конца XVII века, а потому и представляет сегодня большую историческую и музейную ценность. Теперь ботик могут осматривать как жители, так и многочисленные гости шведской столицы, в том числе и российские моряки и туристы.

В заключение хотелось бы отметить, что в России в настоящее время сохраняется три небольших судна, принадлежность которых Петру I не вызывает сомнения. Это ботик «Св. Николай», больше известный как «Дедушка русского флота», найденный Петром в Измайлове в 1688 году, - в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге 10; ботик "Фортуна", единственное сохранившееся до наших дней судно Переславской "потешней флотилии", построенный в 1688-1689 годах, - в Музее-усадьбе "Ботик", близ Переславля-Залесского 11 и лодка-верейка, построенная в 1704 году, - в Домике-музее Петра I в Санкт-Петербурге 12. Лишь немногие музеи мира располагают подобными экспонатами.


1   - Государственный морской исторический музей -Statens Sjohistoriska Museum.

2  - Главный арсенал - "Стора Русткаммарен" - «Stora Rustkammaren».

3   - Королевский арсенал - "Ливрусткаммарем" -«Livrustkammaren».


10  - Ларионов А. Л. «Ботик Петра I» // «Судостроение» 1976. № 7. C.59-64.

11  - Гире И. В., Фаворов Б. П. «Потешная флотилия Петра» // «Судостроение» 1972. № 6. С.72-74.

12  - Зязева Л. К. «Домик Петра I». Л., 1983. С.54-56.

Оглавление

Hosted by uCoz