Оглавление

Флотилия продолжала углубляться в фиорд со скоростью 27 узлов, приближаясь к узости у мыса Рамнес. С восходом солнца стали видны верхушки гор, покрытые снегом. Немцы предполагали в узости наличие береговых батарей и по плану "Ludemann" и "Schmitt" должны были высадить здесь десант для захвата батарей - 1-ю и 6-ю роты 139-го горноегерского полка. Пока они стопорили машины, спускали катера и шлюпки с десантом, остальные эсминцы прошли по фиорду дальше по направлению к Нарвику. Батарей в узости не оказалось и десантники после бесплодных поисков к 8 ч. 00 м. были вновь погружены на корабли. Эсминцы, тем временем, задержали и заставили вернуться обратно в Нарвик корабль охраны рыболовства "Senja" (1937 г., 243 т, 22 чел., 1 - 47-мм). Тем временем капитан цур зее Бонте направил 4-ю флотилию в составе эсминцев "Zenker", "Koelner" и "Kunпе" в Харьянгс (Херьянгс)-фиорд, где в самом конце фиорда, в поселке Эльвегард располагались склады 6-й дивизии норвежской армии. Эсминцы высадили здесь основную часть 139-го горноегерского полка и осуществили артиллерийскую поддержку десанта из-за отсутствия в армейских частях артиллерии.

Оставив "Roeder" патрулировать у входа в Уфут-фиорд, Бонте на "Heidkamp" с эсминцами "Thiele" и "Arnim" пошли дальше курсом на восток. К этому времени "Giese" еще не вошел в фиорд. "Heidkamp", "Thiele" и "Arnim" продолжали идти по фиорду по направлению к порту Нарвик, где сквозь снег неясно вырисовывались очертания броненосца береговой обороны "Eidsvold" (1900 г., 4166 т, 2x1 - 209/44, 6-150/46, 270 чел.), который в предыдущую ночь встал на якорь на подходах к гавани Нарвика, получив сообщение о возможном вторжении. Норвежские сигнальщики увидели подходящие немецкие эсминцы. Броненосец произвел выстрел из носового орудия, что означало требование немедленно остановиться. Такой же сигнал был поднят на ноке рея броненосца. Строй эсминцев рассыпался. 'Thiele" и "Arnim" продолжали ходить вокруг, в то время как "Heidkamp" застопорил ход и спустил катер, в котором офицер штаба Бонте капитан-лейтенант Герлах отправился на "Eidsvold", чтобы передать требования немцев.

Ситуация была напряженной, когда катер сновал между кораблями, поскольку, хотя "Eidsvold" и был построен в 1900 году, однако имел на вооружении 209-мм орудия. Герлах информировал командира броненосца кэптена Виллоха, что немцы пришли сюда как друзья и защитники, но что он должен разоружить свой корабль. Для норвежцев эти требования оказались совершенно неприемлемыми и Герлах был отослан назад. "Eidsvold" навел свои орудия на "Heidkamp", но немцы опередили события. Сойдя с норвежского корабля, Герлах быстро вывел свой катер из сектора обстрела и выпустил сигнальную ракету, что означало срыв переговоров. "Heidkamp", давно ожидавший этот сигнал, навел свои торпедные аппараты на норвежца и не мешкая выпустил 4 торпеды, две из которых попали в цель. Вместе с броненосцем погибли командир и 174 человек экипажа.

В самой гавани Нарвика стоял второй броненосец береговой обороны "Norge", ровесник и систершип "Eidsvold". Его командир Аским запросил два входящих в гавань эсминца о принадлежности, но не получил ответа. Тогда он открыл огонь из своих старомодных короткоствольных орудий, но его снаряды не попадали в эсминцы, шедшие вдоль пирса, на который намеревались высадить войска. "Arnim" ответил из своих 127-мм орудий и в течении нескольких минут корабли перестреливались через переполненную судами гавань. Однако большинство снарядов норвежцев пролетало над эсминцем и падало в город. Затем "Arnim" выпустил 7 торпед. Пять из них прошли мимо, но две поразили старый броненосец. "Norge" опрокинулся и затонул с большей частью своего экипажа. После его гибели подошедший "Thiele" начал высаживать войска на причал Нарвика, вскоре за ним последовал и "Heidkamp".

Порт Нарвик лежит в глубине Уфут-фиорда, далеко вдающегося в материк, и является конечным пунктом электрифицированной железной дороги, связывающей его с находящимися на шведской территории богатыми месторождениями железной руды. Через Нарвик проходило до войны около одной трети железа, импортируемого Англией. Подходы к Нарвику с моря идут сначала через протяженный и широкий Вест-фиорд, затем являющийся его продолжением длинный и узкий Уфут-фиорд. Последний разветвляется на ряд небольших фиордов, на берегу одного из которых - Бейс-фиорда - расположен город Нарвик и его гавань. Нарвик окружен высокими горами, поднимающимися до 2000 м. Глубины в фиордах велики и допускают подход к берегу судов с большой осадкой.

Нарвик был занят без сопротивления, без хлопот захвачены и склады в поселке Эльвегард. Наконец то и "Giese" смог достичь Харьянгс-фиорда и в 8 ч. 30 м. встал на якорь у его входа. "Ludemann" и "Schmitt" в узости у мыса Рамнес приняли обратно на борт своих десантников и присоединились к другим кораблям в гавани Нарвика. "Roeder" был отозван с патрулирования и послан в Эльвергард. где высадил свои войска и снова ушел на патрулирование . Таким образом 10 немецким эсминцам группы 1 удалось необнаруженными после длительного перехода вдоль побережья Норвегии в дневные часы 9 апреля достичь своей цели.

Достижение цели немецкими эсминцами одновременно ставило их в рискованное положение быть застигнутыми в узкой щели фиорда вдали от открытого моря превосходящими неприятельскими силами, оперирующими между ними и их базами. Но недостаток топлива не позволял немецким эсминцам уйти назад в ту же ночь.

К полудню 9 апреля можно было заправлять топливом первый эсминец и в 14 ч. 30 м. "Heidkamp", как флагманский корабль, первым пришвартовался к борту танкера "Jan Willem" (11776 т) для заправки. Это судно, переоборудованное из китобойной матки, было одним из 3 танкеров, предназначенных для передачи топлива на эсминцы в Нарвике и прибыл в Нарвик из Мурманска еще до начала вторжения. Снабжение эсминцев флотилии Бонте топливом стало ахиллесовой пятой немецкого плана, так как не было предпринято специальных мер для защиты двух других танкеров на их пути в Нарвик. Сама же бывшая китобаза после переоборудования не имела достаточно ни емкостей, ни перекачивающих устройств для быстрой заправки десяти эсминцев. Она могла заправлять не более двух эсминцев одновременно, перекачивая за 7-8 часов минимум по 500 тонн нефти на каждый из них.

Эсминцам же было жизненно важно как можно быстрее принять нефть и уйти из Нарвика до того, как английский флот захлопнет их в фиорде как в ловушке. Командование флотилии с нетерпением ожидало прибытие двух других танкеров. Но один из них ("Kattegat", 6031 т), вышедший из Копервика, к северу от Ставангера, 6 апреля был перехвачен норвежским кораблем охраны рыболовства "Nordkapp" (однотипным с "Senja") к югу от Бедо и потоплен из 47-мм орудия, не смотря на протесты немцев. Другой - "Skaggerak" (6043 т) был захвачен 7 апреля норвежским патрульным кораблем "Stegg" (1916 г., 220 т, 33 чел., 2 - 47-мм, 4 - 450-мм ТА, 25 уз,) и приведен в Берген, где и находился во время данных событий.

Оглавление

Hosted by uCoz