Оглавление

В Северном море на широте Тронхейма в ночь 7-8 апреля он отделился от эскорта линейного крейсера "Renown" для поиска смытого за борт во время шторма матроса. Незадолго до рассвета, рассекая на большой скорости волны штормового моря, он в короткие промежутки времени улучшения видимости обнаружил немецкие эсминцы. Сначала "Ludemann", затем "Arnim", более крупные чем он, но менее маневренные в открытом море. На его запрос с эсминца "Ludemann" ответили - "шведский эсминец "Goteborg", но хитрость немцев была разгадана и "Glowworm" первый открыл огонь, начав норвежскую компанию. "Ludemann" быстро отвернул в темную часть горизонта. Теперь английский эсминец был начеку и когда спустя 45 минут он снова обнаружил противника, в этот раз им оказался эсминец "Arnim", сразу же был открыт огонь. Однако, из-за штормового состояния моря ни один из кораблей не смог добиться попаданий, хотя "Glowworm" стрелял много лучше немцев.

"Arnim", прося помощи, просигналил о противнике своим соседям по строю, эсминцам "Jacobi" и "Eckhold". Но первого заливали волны, которые затопили одно из двух КО и смыли за борт 5 человек. Имея в действии всего одно КО, он устранял повреждения и не вступил в бой. "Eckhold" также не смог вовремя подойти к месту боя. Эти эсминцы входили в состав группы 2, возглавляемой тяжелым крейсером "Hipper", направлявшиеся непосредственно в Тронхейм. Не имея возможности точно удерживать свое место в строю в бурном море они находились позади крейсера. Тогда "Arnim" попытался навести "Glowworm" на "Hipper", с которым связался по радио. Английский эсминец легко поддался на провокацию, предчувствуя богатую добычу. Тяжелый крейсер сразу же пришел на помощь своему эсминцу и в 9 ч. 22 м., тяжело проходя сквозь бушующие волны, "Hipper" обнаружил противника. Первоначально оба противника не смогли правильно идентифицировать друг друга, но залп из 203-мм орудий крейсера, поразивший "Glowworm", сразу же прояснил обстановку. Маневрируя на крутых волнах, поврежденный английский эсминец попытался выпустить торпеды по крейсеру и отвернул за дымовую завесу, чтобы сбить прицел своему врагу. Постоянно меняя курс и пройдя сквозь дымовую завесу, "Hipper" вновь обнаружил и обстрелял "Glowworm" с дистанции прямого выстрела. Понимая, что эсминец обречен, его командир лейтенант-коммандер G.B. Roop попытался таранить крейсер. В результате столкновения "Glowworm" опрокинулся и его глубинные бомбы взорвались под ним, ускоряя его гибель. Офицер и 37 матросов английского эсминца были подобраны немцами, но сам командир, когда ему протянули спасательные концы с крейсера, без сил опустился на днище своего перевернувшегося эсминца и погиб вместе с ним. За этот бой лейтенант-коммандер G.B. Roop первым во второй мировой войне был награжден орденом Виктории.

Рано утром 8 апреля адмирал Форбс перехватил радиограмму эсминца "Glowworm", в которой он доносил о встрече с противником. Форбс приказал линейному крейсеру "Ripals", легкому крейсеру "Penelope" и 4 эсминцам идти на помощь "Glowworm".

В течении следующих за случайным столкновением "Glowworm" с немецкими кораблями 24 часов, более всего опасаясь прорыва немецких кораблей в Атлантику, различные эскадры английского флота вели себя словно слепые в темноте при сильном западном ветре по отношению к сравнительно слабым немецким ВМС, предназначенным для вторжения в Норвегию. Анализ причин, почему эти сильно уязвимые группы кораблей не были решительно перехвачены, не является здесь предметом оценки. За неудачу командующий флотом Чарльз Форбс получил, может быть несправедливо, прозвище "неверный ход Чарли". Пострадала также репутация Адмиралтейства.

В конце дня 8 апреля "Hipper" и 4 эсминца группы 2 отделились и ушли в Тронхейм, в то время как остальные корабли продолжали идти в северном направлении. Погода продолжала ухудшаться, ветер усилился до 8 баллов и гнал крупную зыбь. В 21 ч. 00 м.8 апреля корабли достигли широты Лофотенских островов, откуда эсминцы группы 1 направились в Нарвик, а линейные крейсера продолжали идти на север для патрулирования. Согласно плана военно-морское командование развернуло на подходах к Вест-фиорду подводные лодки U25, U46, U51 и U65, а U64 находилась в самом Уфут (Уфот)-фиорде. Немецкие корабли и здесь не встретили противодействия, так как за 10 часов до этого Адмиралтейство приказало кораблям, занимавшимся в этом районе минными постановками, присоединиться к эскадре вице-адмирала Уайтворта в составе линейного крейсера "Renown" и 9 эсминцев.

Стала ощущаться близость островов, море успокоилось, качка уменьшилась. Приближалась полночь, эсминцы вошли в Вест-фиорд. Скорость эсминцев можно было увеличить до 27 узлов, но шторм собрал свою дань с их нефтяных цистерн. Борясь со штормом и непрерывно маневрируя, эсминцы сожгли огромное количество нефти, особенно "Giese", который теперь тащился далеко позади всех с еле работающими машинами, в надежде дойти на остатках топлива.

В 3 ч. 00 м. 9 апреля эсминцы прошли лоцманскую станцию в Транье, чей маяк с черно-белыми полосами на башне всё еще продолжал светить в темноте, обеспечивая навигацию. Спустя 10 минут был замечен норвежский корабль береговой охраны, который, однако, не препятствовал проходу эсминцев. Море здесь было спокойным, волна уменьшилась и десантники на кораблях наконец смогли вздохнуть свежим воздухом после двух с половиной дней, проведенных под палубой. Флотилия обогнула остров Баре, изменила курс на восточный и вошла в Уфут-фиорд. Уфут-фиорд является продолжением Вест-фиорда и простирается от острова Баре до бухты Нарвика на протяжении 30 миль, имея в средней своей части глубину до 300 м. Суженный местами до 2 миль на западном участке от острова Баре до мыса Рамнес, он затем расширяется до 3-5 миль и разделяется на ряд более узких фиордов.

Приближался рассвет. В кильватерном строю, с включенными из-за поднявшейся метели навигационными огнями, эсминцы начали нащупывать путь в извилистом фиорде по направлению к батареям в узости у мыса Рамнес. Внезапно из снежной пелены появились два норвежских корабля охраны рыболовства - "Michael Sars" (1900 г., 300 т, 27 чел., 2 - 47-мм) и "Kelt" (1 - 47-мм). "Roeder" сигналом приказал им вернуться в фиорд, но они не спешили подчиниться. Только после повторного приказания и предупредительных выстрелов из 37-мм автомата, они нехотя подчинились, уступая подавляющему превосходству и передав по радио сообщение в Нарвик на броненосцы береговой обороны.

Оглавление

Hosted by uCoz