Оглавление

Немцы не ожидали такого поворота событий. Перекачка нефти на эсминцы шла довольно медленно. Поздним вечером 9 апреля только "Heidkamp" был полностью заправлен, "Zenker" и "Koelner" все еще стояли у борта танкера. Ранним утром 10 апреля оба они закончили заправку и были отосланы на якорную стоянку в Эльвергард, а их место у танкера заняли "Kunne" и "Ludemann". К 4 ч. 00 м.10 апреля все эсминцы были разбросаны по фиордам: "Heidkamp" и "Schmitt" стояли на якоре в гавани Нарвика, "Kunne" и "Ludemann" заправлялись у борта танкера. Согласно плану командира флотилии Бонте эсминцы должны были подходить на заправку парами, причем один эсминец заправившийся пары должен был находиться в дозоре у входа в Уфут-фиорд, остальные рассредоточивались по другим фиордам. В это время в дозоре в Уфут-фиорде находился "Roeder", Thiele" и "Arnim" находились в Балланген-фиорде, "Giese" в Харьянгс-фиорде и к нему вскоре присоединились только что заправившиеся "Zenker" и "Koelner".

Теперь у англичан не оставалось никаких сомнений о намерениях немцев относительно Норвегии и на перехват немецких ВМС были посланы корабли королевского флота. В 11 ч. 38 м. 9 апреля Адмиралтейство направило вице-адмиралу Уайтворту сообщение о том, что противник высадился в Нарвике и приказало воспрепятствовать доставке немцами подкреплений. Однако это сообщение было получено Уайтвортом лишь на следующий день. Адмирал уже имел задачу не допускать высадку немцев в Нарвике и задержка с получением последнего приказания Адмиралтейства не повлияла на развертывание его сил. Вице-адмиралу Уайтворту было известно, что командующий флотом послал к Нарвику 2-ю флотилию эсминцев. Таким образом в море, недалеко от Лофотенских островов, находилась 2-я флотилия эсминцев под командой кэптена Уорбертона-Ли, который держал свой флаг на лидере эсминцев "Hardy" H87 (Тип Н, 1936 г., 1505 тонн, 175 чел., 36 узлов, 5 - 120-мм, 2x4 - 533-мм ТА) и был одновременно его командиром. Кроме "Hardy" в состав 2-й флотилии входили еще 3 эсминца: "Hanter" H35 (лейтенант-коммандер L.de.Villiers), "Havock" H43 (лейтенант-коммандер R.E.Courage) и "Hotspur" H01 (коммандер H.F.H.Layman) ( все типа Н, 1936-37 гг., 1340 тонн, 145 чел.. 4 - 120-мм, 2x4 - 533-мм ТА).

Кэптену Уорбертону-Ли было приказано патрулировать на подходах к Вест-фиорду для перехвата кораблей и судов немецкого десанта, которые могли бы высадиться в Нарвике. Однако в полдень 9 апреля этот приказ был изменен и Адмиралтейство сообщило командиру 2-й флотилии эсминцев, что, по имеющимся данным, противник уже высадился в Нарвике и ему надлежит идти в Нарвик, чтобы потопить или захватить имеющиеся там немецкие транспортные суда. Адмиралтейство в то время еще не знало о присутствии немецких эсминцев в Нарвике и информировало Уорбертона-Ли, что "...донесение сообщает, что один немецкий корабль появился в Нарвике и высадил небольшие силы".

Получив, однако, ясный приказ командующего флотом, командир 2-й флотилии эсминцев кэптен Уорбертон-Ли решил идти в фиорд с четырьмя эсминцами своей флотилии ("Hardy", "Hanter", "Havock" и "Hotspur"), а 20-ю флотилию эсминцев оставить для патрулирования в районе минного заграждения. Как только корабли начали свое движение в фиорд, к ним присоединился эсминец "Hostile" H55 (коммандер J.P.Wright, типа Н). На острове Транье в самом начале Вест-фиорда располагалась норвежская лоцманская станция и кэптен Уорбертон-Ли решил по пути высадить на эту станцию для опроса лоцманов двух офицеров своего штаба, чтобы проверить сообщение Адмиралтейства.

Не зная о том, что в фиорд уже прошли большие немецкие эсминцы Уорбертон-Ли был очень удивлен, когда у входа в фиорд от норвежского лоцмана на лоцманской станции в Транье получил информацию о прохождении предыдущей ночью 5-6 больших немецких эсминцев, хотя лоцман сам фактически не видел этих кораблей. Лоцман также сообщил, что поблизости находится подводная лодка, и что в фиорде, возможно, поставлены мины, и что немцы удерживают Нарвик значительными силами. Несмотря на усиление флотилии присоединившимся к ней эсминцем "Hostile", количественное неравенство усиливалось наличием у немцев более современных и лучше вооруженных кораблей.

На основании этой информации командир 2-й флотилии эсминцев решил атаковать немцев в Нарвике на рассвете во время прилива, когда внезапность будет полной, а риск от подрыва на мине минимальный. Он сообщил по радио в Адмиралтейство, что собирается напасть на немцев на рассвете, несмотря на предупреждение Адмиралтейства о возможном захвате немцами норвежских броненосцев береговой обороны. В 20 ч. 59 м. 9 апреля Адмиралтейство радиограммой одобрило решение кэптена Уорбертона-Ли, и только рано утром 10 апреля, первый лорд адмиралтейства, осознав, по-видимому, фактическое неравенство сил радировал ему: "Только Вы можете судить, целесообразно ли при таких условиях атаковать. Мы поддержим любое принятое Вами решение".

Английская флотилия ранним утром 10 апреля в перечисленном выше порядке начала осторожно пробираться по извилистому фиорду. Погода была очень холодной и постоянно шел снег, из-за чего видимость была такой низкой, что временами передний мателот скрывался из виду. Прокладку курса осуществляли с помощью гидролокатора и эхосигнала, благодаря чему был удачно обойден оползень не доходя 2 миль до Нарвика на южном берегу фиорда. Затем в соответствии с заранее разработанным планом, два замыкающих эсминца "Hotspur" и "Hostile" самостоятельно продолжали разведку окружающих бухт и обеспечивали прикрытие отхода, а первые три бесшумно двинулись 6-узловой скоростью в гавань Нарвика.

Тем временем Бонте надеялся заправить свои эсминцы достаточным для возвращения домой запасом топлива, что позволило бы ему уйти на юг в следующую ночь. К этому времени только выполнявший роль лидера "Heidkamp" был полностью заправлен топливом и стоял на якоре в гавани. "Kunne" и "Ludemann" заправлялись у обоих бортов танкера "Jan Willem", в то время как "Schmitt", стоявший на якоре южнее, ожидал своей очереди.

Оглавление