Оглавление

Рассвет 10 апреля наступил в 4 ч. 20 м., дул сильный ветер и шел снег. Проведя холодную ветреную ночь в дозоре у входа в фиорд, не дожидавшись смены, "Roeder" осторожно начал свой путь в гавань Нарвика. Утром он получил радиограмму, неправильное истолкование которой командиром эсминца привело к предположению, что с рассветом он может идти в Нарвик. В результате вместо возможности подстеречь английские корабли, когда они на ощупь пойдут по фиорду, немецкая стоянка теперь оказалась незащищенной. Когда "Roeder" медленно входил в гавань Нарвика, а его палубная команда страдала от снега и холода, готовясь к постановке на якорь, английские эсминцы были в нескольких кабельтовых позади него. Таким образом в гавани Нарвика находилось 5 немецких эсминцев.

Всего через 10 минут после постановки "Roeder" на якорь в северо-западном углу гавани в ожидании своей очереди на заправку, когда его палубная команда уже спускалась вниз в тепло кубрика, корабли английской флотилии подошли к входу в гавань. "Hardy" повел "Наnter" и "Havock" поперек входа в гавань, в то время как "Hostile" и "Hotspur" были посланы связать боем занятые немцами береговые батареи. Они присоединились к флотилии во время второй атаки. Тактическая внезапность была полная. Описывая дугу по гавани в сером свете медленно поднимающегося северного рассвета, во все глаза пытаясь различить силуэты неприятельских эсминцев среди толпы транспортных судов в гавани, "Hardy" осторожно пробирался вперед, тогда как этот отдаленный маленький городок спал под покровом снега. Затем был опознан "Heidkamp" и веер из 3 торпед был сброшен в воду и еще 4 по береговым объектам. Одна из первых трех нашла свою цель и взорвала флагманский корабль. Сильный взрыв нарушил покой Нарвика в это утро и это было непонятно никому. С этого момента, когда эхо взрыва отгремело и затихло в окружающих горах, название Нарвика было несмываемо вписано в историю. "Hanter" выпустил весь свой запас из 8 торпед по эсминцам в гавани, а "Havock" добавил еще 5 своих. Одновременно все 3 эсминца открыли огонь из 120-мм орудий по другим эсминцам, как только те попадали в пределы видимости.

На немецких кораблях поднялась паника. Только на борту "Heidkamp" в 4 ч.35 м. отзвучали колокола громкого боя, как торпеда с "Hardy" попала в его левый борт напротив 3-го отсека, взорвав кормовые снарядные погреба и подняв на воздух 3 кормовые орудия. Корабль был разрушен по машинное отделение № 1 (МО). Капитан цур зее Бонте, большая часть его штаба и 80 человек личного состава погибли. Корабль горел и медленно тонул. Оставшийся без кормы эсминец уцелевшие члены экипажа пытались удержать на плаву, подкрепляя разлом вдоль среднего котельного отделения. Почти одновременно с взрывом на "Heidkamp", "Schmitt" получил первую торпеду с "Hanter" в МО № 2 левого борта. Взрывом корабль сильно тряхнуло и корветтен-капитан Беме был зажат в своей каюте. Освободившись и выбравшись на палубу, он был сброшен за борт взрывом второй торпеды, попавшей в КО № 3. Эсминец разломился пополам и ушел на дно в течении нескольких минут. Ни одного выстрела не было сделано по английским кораблям, так как немцы приняли нападение за воздушный налет. Зенитные установки немецких эсминцев вели беспорядочный огонь в небо, пока у входа в гавань не стали заметны вспышки орудийных выстрелов, после чего ситуация прояснилась.

Стоящие у борта танкера "Kunne" и "Ludemann" поспешно отдали швартовы. В результате взрыва торпед, попавших в близко стоявший "Schmitt", обе машины "Кunne" временно вышли из строя, но вооружение его было исправно и он открыл ответный огонь по орудийным вспышкам английских эсминцев, правда попаданий не добился. Только через час он с трудом смог подойти к пирсу Пост (почтовому причалу, прим. ВВС), где и отшвартовался. "Ludemann" также пострадал. Когда он, освободившись от канатов и шлангов, кормой вперед выходил из-за танкера, снаряд попал в его рулевую машину и вызвал пожар, в результате чего пришлось затопить кормовые снарядные погреба. Второй снаряд вывел из строя орудие № 1, ранив многих из его прислуги. Огонь его орудий был также неэффективен.

Больше других от артиллерийского огня англичан пострадал "Roeder". Будучи ближайшей к ним целью, он получил много попаданий. Попавший снаряд повредил якорное устройство и якорь с цепью вывалился за борт после чего их было уже не поднять. Два других снаряда попали в левый борт в нефтяную цистерну и КО № 2, вызвав пожар и задымление помещений. Следующие попадания пришлись в отсек XII, орудие № 3 и КО № 3. Повернув торпедные аппараты на борт, "Roeder" выпустил полный залп из 6 торпед по входу в гавань. Попаданий не было, вероятно из-за неправильной установки глубины хода торпед, хотя некоторые, очевидно, прошли под английскими эсминцами - "Hardy", "Hanter" и "Havock" вероятно могли бы получить по крайней мере по одному торпедному попаданию каждый. Будет справедливо сказать, что если бы не дефект немецких торпед, залп "Roeder" мог бы войти в историю и значительно изменить результат боя в Нарвике. После залпа торпед, двигаясь кормой вперед и волоча по дну свою якорную цепь и якорь, он также достиг пирса Пост, где корветтен-капитан Холторф приказал оставить корабль.

Тем временем "Hotspur" и "Hostile", не сумевшие обнаружить береговые батареи, наличие которых предполагалось на мысе у входа в гавань или перехватить эсминцы патруля, присоединились к боевым действиям у входа в гавань. "Hotspur" потопил торпедами 2 немецких транспортных судна. Затем 2-я флотилия, не имея ни повреждений, ни даже раненых, соединилась, причем "Hostile" имел еще полный запас торпед. Обсуждая ситуацию со своим штабом при слабом утреннем свете, командир 2-й флотилии не был точно уверен, сколько кораблей они обнаружили. Судя по беспорядочному огню, их могло быть, как они полагали четыре, но один, или, возможно, два не были обнаружены, если верить сообщениям лоцмана. И тогда решились на вторую атаку. "Hotspur" выпустил по гавани последние четыре торпеды и Уорбертон-Ли повел свои корабли в атаку.

Вторая атака гавани Нарвика уже полным составом 2-й флотилии англичан увенчалась потоплением нескольких транспортов. Немецкие эсминцы получили дополнительные повреждения. Бой продолжался менее получаса. По гавани были разбросаны затонувшие, тонущие и поврежденные корабли и суда. После этого командир 2-й флотилии кэптен Уорбертон-Ли начал отход, имея все основания быть довольным достигнутыми результатами. Были потоплены эсминец "Schmitt" и 6 транспортов, медленно, но неуклонно тонул флагманский эсминец "Heidkamp", повреждены "Kunne", "Ludemann" и "Roeder", в то время как англичане почти не имели повреждений. Во время отхода они произвели еще одну атаку и пошли вниз по Уфут-фиорду.

Оглавление

Hosted by uCoz