5. Описание нападения. Атака была произведена четырьмя накладывающимися волнами, начавшимися примерно в 07.55 и продолжавшимися примерно до 09.15, в отношении линейных кораблей. Отмечено, что на корабли в Северном Канале атака продолжалась приблизительно до 09.20.
а. Первое нападение приблизительно от 07.55 до 08.00 с несколькими минутами, очевидно, произведено горизонтальными и пикирующими бомбардировщиками на аэродром острова Форд. Это нападение определено примерно 5-10 самолетами. В то время как оно еще не завершилось, вторая атака была произведена торпедоносцами и началась за минуту или две до 08.00 и продолжалась 10-15 минут. Приблизительно от 8 до 15 самолетов подлетели с юго-востока на высоте около 200 футов и сбросили торпеды с высоты примерно 15-75 футов. Целями атаки были линейные корабли, и, можно полагать, что все наружные суда на стоянках, за исключением "Vestal", были поражены по крайней мере однажды. Очевидно, что торпеда, попавшая в "Arizona" прошла под "Vestal". Было замечено, что во время атаки из задней кабины торпедоносцев велся штурмовой огонь.
b. В течение следующей фазы нападения атаки торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков были произведены с различных направлений. Трудно оценить количество самолетов, участвовавших в пикирующих атаках. С "California" сообщают о девяти. "Tennessee" называет 40 самолетов. Вероятно, что правильным будет относительное среднее число из них. Предполагается, что пикировщики использовали три типа бомб: легкие, средние и зажигательные. Многочисленные попадания на линейных кораблях вызывали серьезные пожары с сильным задымлением. Множество бомб упало вблизи линейных кораблей, причинив осколочные повреждения различной степени. В течение этого нападения многие из самолетов после сброса бомб только производили штурмовку возвышенных участков кораблей.
c. Четвертая и последняя атака была произведена высотными бомбардировщиками горизонтального бомбометания, в течение которого были сброшены тяжелые бомбы. Атака продолжалась с 08.25 до 09.00 с небольшим. Ущерб от этих бомб более чем серьезен. Предполагается, что по крайней мере некоторые из этих бомб представляли собой переделанные 15- или 16-дюймовые снаряды. Они проделывали отверстия диаметром в примерно 20 дюймов, производили незначительную взрывную детонацию и весьма незначительные пожары.
6. Предпринятые действия. Когда началось нападение, начальник штаба (Chief of Staff), офицер оперативного отдела (Operations Officer) и помощник офицера снабжения (Assistant Material Officer) прибыли на борт флагманского корабля "Maryland". Другие офицеры штаба появлялись на корабле по возможности, но все прибыли в течение боя или сразу же после окончания. Командующий линейными силами прибыл на борт приблизительно в 09.05 и сразу взял на себя общее командование и управление спасательными работами.
7. Материальный ущерб. Требуется некоторое время для предоставления подробных и детальных сообщений о материальном ущербе на линейных кораблях. Они будут немедленно отправлены после получения. Далее - предварительные сообщения о потерях, понесенных линейными силами эскадры.
a. "Nevada" - корабль поражен торпедой в районе 40-го шпангоута, несколько ниже соединения буля со стенкой борта, а также пятью бомбами в передней части. Две из бомб тяжелого калибра. Машинные отсеки и прилегающие структуры сильно разрушены, фок-мачта и надстройки от мостика до главной палубы очень сильно сожжены. Корабль прочно сидит на отмели. Нос погружен на 9 саженей, корма - на 2,5 сажени [fathoms - морская сажень = 6 футам или 182 см - от nepeв.]. На протяжении корабля вода выше уровня главной палубы впереди и выше второй палубы в корме. Винт правого борта сильно поврежден.
b. "Oklahoma" - корабль с левого борта поражен несколькими торпедами, количество которых по разным оценкам от 3 до 5, а также неопределенным количеством бомб. Почти моментальная потеря остойчивости опрокинула линкор через левый борт. Из-за мелководья верхние надстройки уперлись в дно и не позволили кораблю опрокинуться полностью. В настоящее время правый борт корабля от киля и до примерно 75 футов от верха буля затоплен водой. Наклон примерно 150 градусов от вертикали. Насколько известно, погреба не затоплены и большинство топливных бункеров не повреждены, кроме булей, вспоротых торпедными взрывами.
Вид на стоянку линейных кораблей с морского аэродрома острова Форд вскоре после окончания атаки японских торпедоносцев. Слева линейный корабль "California", накренившийся на левый борт после попадания двух торпед. В центре линкор "Maryland", рядом с ним опрокинувшийся линкор "Oklahoma". Справа танкер "Neosho". Большой столб
дыма от горящего линкора "Arizona". (Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания N.H.C.) |
![]() |
От горящего и затонувшего на мелком месте линкора "Arizona" волной отбивало пылающую на поверхности воды нефть. Она дрейфовала на юг, окружала борта других кораблей, на которых раскалялись корпуса и становилось просто невозможно вести какие-либо спасательные работы. Например, экипажу линкора "California" пришлось даже временно оставить корабль. Так горела нефть ни поверхность воды в районе берега острова Форд утром 7 декабря вскоре после окончания атаки японских самолетов. Вдалеке за огнем виден линкор "Maryland". Справа портовый буксир. (Официальная фотография U.S. Navy. Из собрания N.H.C.) |
![]() |